Волков А.Е.
Московский конкурс «Выставочные художественные проекты»
«Форма и объём».
Отзыв начальника отдела УНХО МЦРКПО Волкова А.Е.
Довольно не просто комментировать и тем более судить работы номинации, где сам являешься участником. Тем не менее, сам смысл конкурса и круглого стола по итогам задумывался как обмен опытом, идеями и анализ детского творчества по разным направлениям художественной деятельности.
Раздел «Форма и объем» предполагает скульптурные работы, выполненные в различных материалах.
Сразу хочется отменить высокий профессиональный уровень большинства представленных работ.
Итак, начнем по порядку.
«Образы современников».
Афонский Арсений, 16 лет. МЦХШ при РАХ. Педагог: Фертман Елизавета Семеновна.
Это почти профессиональные работы, выполненные десятиклассником под руководством опытного талантливого педагога. Видно, что продумывалосьпластическое решение каждого образа. Отлично передано движение персонажей. Работы выполнены с использованием каркаса в сером скульптурном пластилине, который подчеркивает их скульптурную ценность и не отвлекает от главных средств выразительности скульптуры: формы и объема.
«75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается». Памятные медали.
ГБУДО «ДХШ им. В.А.Ватагина». Участники проекта: Симакова Мария, Холодняк Елизавета, Гвоздева Елизавета, Мифтахов Руслан, Козлова София (5 кл.). Педагог: Гельман Анна Юрьевна.
Дипломные работы выпускников 5 класса ГБУДО г.Москвы «ДХШ им.В.А.Ватагина». Проекты памятных медалей к 75-летию Великой Победы.
«Эти медали призывают нас помнить об ужасах войны и подвиге тех, кто спасал жизни людей и боролся с фашизмом. Искусство помогает нам сохранять и передавать память об этой страшной странице мировой истории. Будем помнить, чтобы это никогда не повторилось».
Это отличная краткая и очень точная аннотация к этому замечательному проекту.
Медальерное искусство или создание памятных медалей - это особый вид скульптуры. Многие скульпторы работают только в этом направлении. Проводятся специальные выставки медалей. В точной емкой композиции художник должен решить много задач. Часто это миниатюрный портрет с использованием шрифта. Скульптор здесь имеет дело с рельефом.
Особая композиция в круге, композиционная перекличка аверса и реверса медали (лицевой и обратной стороны), использование шрифта, работа в рельефе- вот основные задачи, которые решает медальер.
Все эти задачи в проекте были прекрасно решены.
«Поколение онлайн».
МУК ДК «Октябрь». Студия «Пчелка». Участники проекта: Фалькова Алёна, Савичева Валентина, Чусова Мария, Ромашкина Дарья, Новикова Светлана, Гапонова Анна, Анисимова Виктория, Лямина Полина, Липилина Лера, Петрова Тамара, Попова Светлана (13-16 лет). Педагог: Плиева Влада Валентиновна.
Замечательный пример обращение скульптуры к актуальным темам. Видно, что дети еще многое не умеют, да и не должны уметь для своего возраста, но, сколько смысла и подлинного видения жизни в этих работах, сколько юмора и самоиронии! Именно такой подход в работе с детьми открывает для ребят важный момент для художника, а именно, говорить языком искусства, высказывать свои мысли, соображения. Уверен, что работая над проектом, ребята по-настоящему увлеклись. В проекте выражено главное - мысль, и потому на все недочеты невольно закрываешь глаза.
Работа лишена аннотации, но в данном случае это скорее плюс, так как проект говорит сам за себя.
Если рассматривать эти работы как эскизы к серьезной проработанной скульптуре, то можно сказать, что это по-настоящему профессиональная работа. В качестве пожелания хочется посоветовать более массивное основание для скульптур. Плинт, это основа и фундамент скульптуры, он должен быть устойчив и соразмерен скульптуре. Это придает значимость и основательность всей композиции.
«Знаки Зодиака». Рельеф.
ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа». АРТ-студия. Участники проекта: Бай Андрей, Ставицкая Анна, Басанская Полина, Шривастава Милана, Жиронкина Александра, Шутов Тимофей, Абдураимов Эльдар (1-4 кл.) Педагог: Загребельная Ирина Александровна.
Проект «Знаки Зодиака» ребята решили выполнить в рельефе из пластилина. Пластичный материал позволил раскрыть творческий замысел каждого автора, при создании фактурных образов. В конце работы были нанесены акриловые краски, которые усилили рельеф и придали таинственность образам.
Проект заслуживает внимания. Хочется отметить, что работа в целом удалась. В качестве пожелания можно посоветовать более тщательную проработку формы и освоение не столь сложной формовки рельефов. Отлитые в гипсе и тонированные они будут выглядеть более профессионально.
«Рыба». Шамот.
Александров Андрей, 15 лет. ГБУДО ДХШ им. М.А.Врубеля. Преподаватель: Корягин Геннадий Борисович
Это очень интересный пример декоративной скульптуры. Он может быть рассмотрен двояко: с одной стороны это станковая анималистическая скульптура с другой - это эскиз для будущего фонтана. По работе видно, что преподаватель (заслуженный художник РФ, директор школы Корягин Геннадий Борисович) прививает ученикам особенности Строгановской школы: декоративное переосмысление, связь с окружающим пространством, полнота формы. Ученики Геннадия Борисовича проходят со своим преподавателем предмет «Керамика» в течение пяти лет. Не случайно, что в дипломном проекте мы видим удачное сочетание приемов работы,характерные для скульптуры и керамики.
«Образы одноклассников».
Архитектурно-художественная студия Профиль-М. г. Королев, Московская область. Участники проекта: Розанова Эмилия, Егорова Ульяна, Гурочкина Ангелина, Путиловская Мария (11-12 лет). Педагог: Пасечник Татьяна Анатольевна.
Этот проект показывает по-настоящему искреннее детское отношение к действительности и к созданию художественного образа в скульптуре. Многое еще предстоит понять и осмыслить педагогу. Первое, что хочется посоветовать. Больше смотрите и изучайте лучшие образцы скульптуры. Анализируйте приемы художественных решений в этом виде искусства. Помните, что все это применимо и в детском творчестве. Цвет - это не язык скульптуры, и если он применяется, то не как раскраска, а как тонировка, ибо красота материала в скульптуре - одно из средств выражения. Не беритесь за темы, в которых не уверены. И, конечно же, учитесь и советуйтесь с коллегами. Все получится!
«Януш Корчак и дети Треблинки».
Макарова Елизавета, 15 лет. ГБУДО ДХШ им. М.А.Врубеля.
Преподаватель: Марков Алексей Павлович.
Проект делался под руководством опытнейшего преподавателя города Москвы Маркова Алексея Павловича. Это сложная вдумчивая работа, претендующая на жанр монументальной скульптуры. Работа затрагивает самые серьезные духовно-нравственные темы. Композиция горельефа крайне трудна и для взрослого художника, так как здесь особо остро плоскость стены борется с объемом и часто не понятна степень уплощенности фигур. Но все эти трудности с блеском преодолены в этой работе. Профессионализм подчеркивает то, что работа была отлита в гипсе и уже выставлялась на выставках.
«Автопортрет. Рельеф».
Шацкая Дарья, 15 лет. ГБУДО ДХШ им. М.А.Врубеля. Преподаватель: Волков Александр Евгеньевич
«Автопортрет». Гипс с тонировкой.
Корябочкина Маша, 15 лет. ГБУДО ДХШ им. М.А. Врубеля. Преподаватель: Волков Александр Евгеньевич
«Две собаки». Шамот.
Канунникова Полина, 15 лет. ГБУДО ДХШ им. М.А.Врубеля. Преподаватель: Волков Александр Евгеньевич
«Оленёнок». Рельеф.
Зубрицкая Кристина, 15 лет. ГБУДО ДХШ им. М.А.Врубеля. Преподаватель: Волков Александр Евгеньевич