Алферов И.С. Волчанская М.О.
Алферов Иван Сергеевич,
оператор неигрового кино и телевидения, лауреат российских и международных кинофестивалей, в том числе «Россия», «Сталкер», национальной премии «Золотой Орёл», национальной кинематографической премии«Ника», российской национальной премии в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь».
Волчанская Мария Олеговна, специалист по созданию фото и видео контента УНХО ГАОУ ДПО МЦРКПО.
На конкурсе “Художественных выставочных проектов” фотография всегда оказывается одним из самых трудных жанров, несмотря на кажущуюся доступность средств. Не стал исключением и конкурс этого года.
Самая популярная из тем, к которым обращаются авторы - это цветы, вероятно потому, что их красота кажется очевидной и ею хочется поделиться. Но, к сожалению, редко кто-то подходит осмысленно к этому сюжету. Чаще всего авторы просто фиксируют растение на мобильный телефон. Между тем, творчество подразумевает исследование, осмысление и поиск формы для выражения содержания и авторского замысла. И фотография в этом отношении не является исключением. Если съемка цветов - это альтернативный метод собирать гербарий и изучать растения - то подобная задача относится к разделу ботаники, а не художественного творчества. Чтобы красивый вид стал пейзажной фотографией, фотографу надо потрудиться - выбрать погоду, соответствующее настроению освещение, ракурс, подходящий объектив и параметры съемки. Тоже самое и в случае с цветком, снова надо думать - в какое время дня снимать, с какой точки, что должно выражать ваше произведение, что должен чувствовать или о чем задумываться зритель. Может быть, цветок стоит снять после дождя, когда на свету играют блики в капельках влаги? Или подловить момент, когда пчела собирает нектар? Эти предложения банальны, но они позволяют озадачиться хотя бы каким-то смыслом при съемке цветов.
«Белые цветы». ГБОУ Школа № 1558 имени Росалии де Кастро. Участники проекта: Мантусова Мария, Каморникова Мария, Пономаренко София (6-7 лет). Педагог: Гиршевич Ольга Александровна.
Участники проекта - совсем маленькие дети, и хорошо, что педагог привлек внимание малышей к белому цвету в природе и его оттенкам. Это интересно как часть педагогической работы с младшими школьниками, как составная часть какого-то художественного исследования, знакомства с цветами и оттенками в живой природе. Но сами по себе фотографии белых цветов выглядят именно этапом работы, к сожалению, а не законченным выставочным художественным проектом. Может быть, стоило поговорить с детьми, каким сказочным героям подошел бы тот или другой цветок, рассказать о символическом значении белого цвета, сделать серию иллюстраций или поделок.
«Расцветающий Крым» Хасянова Самира, 14 лет, ГБУДО ДХШ «Солнцево». Педагог: Трубникова Елена Александровна
Название этого проекта прежде всего предполагает, что мы увидим Крым. Но, к сожалению, именно Крыма и нет в кадре. На 7 из 8 фотографий мы видим крупные планы цветов. На оставшейся восьмой - ветки на фоне неба. Но сирень и яблоня растут во многих регионах России, да и другие цветы и деревья можно встретить в садах и парках городов и сел самых различных регионов. При подобном замысле, вероятно, следовало бы продумать места съемок, ракурсы и крупности фотографий, продумать свет и цветовое решение, которое бы соответствовало замыслу и действительно передавало красоту весеннего Крыма. Маки, пионы и ирисы на фоне гор, абрикосы на фоне моря, нарциссы у театра в Симферополе и тому подобные сюжеты могли бы послужить раскрытию темы.
Все вышесказанное относится и к проекту «Весенний Крым» ГБУДО ДХШ «Солнцево» Участники проекта: Андронова Екатерина, Свистун Татьяна, Свистун Ульяна. Педагог: Трубникова Елена Александровна.
«Израиль». Гасанова Самира, 15 лет. ГБОУ Школа № 1357 «На Братиславской». Педагог: Алексеева Елена Сергеевна.
Замысел серии из пяти фотографий «Израиль» - очень интересный и многообещающий: «найти и запечатлеть историю мест, достопримечательности, традиции, природу, а также характер современного дня. Самира хотела показать, какой разный Израиль, от тех далеких времен с историческими живописными улочками и тропинками до современных небоскребов с их формами и линиями». Автору удалось, к сожалению, не все из перечисленного. История мест и традиций на представленных фотографиях в общем-то отсутствует. Из природы есть только море, пальма и кактус. Тем не менее хочется похвалить автора за самоограничение, за попытку выделить из всего увиденного что-то, что может быть знаковым и характерным. Удачной в этом отношении можно назвать фотографию с общим видом Тель-Авива - большого современного города на берегу моря. Кадр выстроен вертикально, а стоило бы, пожалуй, сделать его горизонтальным, так как полкадра сейчас занимает небесная синева, цвет красивый, но при таких пропорциях кадра она отвлекает внимание от основного сюжета - большого города на берегу. Что-то должно быть главным.
«Когда вы спите». Терегулова Соня, 15 лет. ЧОУ гимназия «Московская экономическая школа». Педагог: Селина Елена Николаевна.
Этот проект также посвящен цветам, но на этот раз они сняты ночью. Здесь чувствуется подростковая любознательность и романтизм, желание «не проспать» что-то прекрасное, что происходит в ночной тиши, увидеть чудо. Чтобы проект получился еще более выразительным, стоило бы поискать другие крупности, подумать над фоном, передним планом, ракурсом. Может быть на заднем плане - старая дача, или городские огни, или вокзал, или аэропорт. В зависимости от этого менялось бы наше настроение, ощущение от кадра.
«Красота вокруг нас». Чупрова Ася, 8 класс. ГБОУ Школа №463 имени Героя Советского Союза Д.Н. Медведева. Кружок «Волшебные краски». Педагог: Гусева Ирина Витальевна.
Осенне-зимний цикл фотографий природы Вологодской области. Основные сюжеты - иней, листья, древесные грибы, мхи. Автор умеет видеть неброскую красоту северной природы, относится к ней с любовью. Возможно, стоило бы побольше поработать над светом и композицией. Большинство фотографий снято в пасмурную погоду, между тем иней и снежинки могли бы искриться на солнце, что подчеркнуло бы их красоту. Выразительный свет присутствует в единственном в серии пейзаже, но там хотелось бы более точной композиции кадра.
«Наши любимые звери». ГБОУ Школа № 597 «Новое Поколение». Архитектурно – художественная студия «СОРОКА». Участники проекта: Котиков Максим, Бирюков Максим, Лоскутов Юрий, Митяков Алексей, Борисова Мария, Плахин Кирилл, Русланова Ирина, Полозова Полина, Дубинина Анастасия, Зайцева Варвара, Березняковская Полина (1-11 кл.) Педагог: Голованова Милана Александровна.
Данный проект любопытен тем, что объединяет участников самых разных возрастных категорий, с 1 по 11 класс. Вероятно, юный фотограф мог сам решить, выбрать ли ему задачу посложнее и заняться фотоохотой, или внимательно отнестись к домашнему питомцу и поймать удачный момент, передающий характер любимца семьи. Овчарка, лежащая на солнечной лужайке на фоне дачного дома выражает спокойствие: лето, каникулы и благополучие семьи - все это под защитой четвероного друга. Ежик в кадре забавно повернулся на спинку и сложил лапки - он беззащитен перед объективом камеры. Удачны кадры, где «любимые звери» становятся частью пейзажа, как на фотографии с гусями у воды и рыжим котом на античных развалинах. В целом хотелось бы, чтобы в фотографиях было больше воздуха, чтобы края кадра не отрезали лапы собаки и не лишали ежика пространства вокруг, уводя зрителя от образности и осмысления к анатомическому рассматриванию...
«Самолёты и поезда». Фаталибеков Лука, 8 класс. ГБОУ Школа № 597 «Новое Поколение». Архитектурно – художественная студия «СОРОКА». Педагог: Голованова Милана Александровна.
Как следует из описания, «в проекте объединена тема транспорта, но только самолётов и электричек. На электричках Лука ездит на дачу, а на самолётах летает на отдых». На самом деле проект выполнен не только с любовью к поездам, самолетам и дороге, но и к фотографии как виду искусства. Лука умеет чувствовать и передавать атмосферу момента. Фотографии почти монохромные, небо часто покрыто хмурыми тучами, но самолеты и поезда у Луки стремятся в будущее, одновременно он погружает нас в атмосферу загадочности и тайны, предваряющей любое путешествие. На единственном в подборке кадре со светлым небом запечатлен отлетавший свое самолет в музее под открытым небом, вероятно, в Монино. Безмятежность оправдана, так как грозовые тучи и небо в жизни этого самолета — позади.
Продолжает тему дороги лирический цикл фотографий «Мой путь» Филимоненковой Анастасии, ученицы10 класса ГБОУ Школа №996. Изостудия «Графика». Педагог: Онуфриенко Елена Игоревна.
«Мой путь до школы и обратно проходит через парк. Я очень люблю этот парк, интересно наблюдать, как он меняется в зависимости от времени года, суток и просто от моего настроения. Это маленький живой островок среди каменных серых высоток и однообразных будней, полных нескончаемых забот и жизненных проблем. Мой путь – это маленькое путешествие в мир природы, и это поднимает настроение». У автора прекрасное чувство атмосферы кадра, здесь она утренняя, туманная, полная ожидания и надежды. Разных времен года, заявленных в описании, к сожалению, не получилось, как и разного состояния. Но замысел замечательный, возможно, автору стоит продолжить работу над этим циклом, чтобы яснее выразить задуманное. В существующем виде фотографии хороши своим утренним настроением, но для цикла «утренних фотографий в пути» не хватает композиционной точности и разнообразия в выборе сюжетов. По сути одна из представленных фотографий могла бы выразить содержание всех четырех.
«Одуванчиков свет необъятный». Гиршевич Мария, 15 лет. ГБОУДО ЦДТ «Свиблово». Шоу-театр «Столица». Педагог: Карамушка Елена Викторовна.
Как явствует из аннотации, на создание серии фотографий вдохновило стихотворение Юнны Мориц «Одуванчики»: «Как во сне, в тишине раскаленной, оглянувшись на землю родную, одуванчик из бездны зеленой полетел, не дыша, в голубую...». Проект интересен идеей попытаться с камерой в руках исследовать тему, вдохновившую поэта на создание стихотворения. Результатом стали несколько кадров с одуванчиками, в том числе один достаточно удачный - на фоне заходящего солнца. Он позволяет задуматься о поэтических строках, представить себе «завтрашний день» этого цветка, когда от дуновения ветерка его семена на маленьких парашютах улетят ввысь... Как и в предыдущем проекте, автору, возможно, следует продолжить работу в следующем году и подумать, как средствами художественной фотографии дополнить или переосмыслить понравившиеся ей поэтические строки.
Отметить как самый яркий из представленных проектов хотелось бы черно-белый цикл фотографий «Про жизнь» 14-летней Полины Быстровой из ЦОУ гимназия Московская экономическая школа (педагог Селина Елена Николаевна).
Пожалуй, это единственный настоящий художественный проект в области фотографии, представленный на виртуальной выставке. Вот, что рассказывает о своей работе автор: «Этими фотографиями я хотела показать разных людей. Я запечатлела совершенно обыденные вещи, которыми занимаются люди. Но если задуматься, то из таких вот обыденных, на первый взгляд незначимых вещей, и состоит жизнь».
Прежде всего, этот проект отличает качество представленных фотографий - это не фотофиксация, а осмысленная съемка художественных жанровых композиций. Автор не побоялась и прибегнуть к черно-белому жанру, что говорит о ее вкусе и подчеркивает ее внимание к свету и композиции. Яркие образы подруг - девчонок с характером, живые фотографии детей на детской площадке, интригующая толпа на городской набережной (правда, кадр немного неточен по композиции, стоило бы снимать чуть ниже и более широким объективом, или поискать другие варианты). Все эти кадры - удачны и работают на концепцию проекта. Желаем автору дальнейших успехов в искусстве фотографии и, возможно, чуть более строго отношения к себе при отборе кадров и поиске композиционных решений.
«Ловушка для тени». Силуэт. ГБОУ Школа №1212. Кружок «Песочные фантазии». Участник проекта: Башилова Елизавета, Башилова Диана, Пеэтс Ярослав (6-7 лет). Педагоги: Мамаева Светлана Викторовна, Татарова Светлана Николаевна.
Этот проект любопытен как стильная форма фотоотчета о проделанной работе с детьми. Красивый фоторепортаж, выполненный педагогами. Такая подборка вполне может быть представлена на стенах помещения кружка. Сама по себе серия не является детским фотопроектом, на наш взгляд, но рассказывает об интересной работе с детьми.
Мы благодарим всех участников конкурса и желаем им дальнейших творческих успехов! С нетерпением ждем ваших новых работ!