" Мир вокруг нас". Художественные проекты 2019
Итоговая выставка Московского конкурса художественных проектов " Мир вокруг нас"
Адрес проведения: Выставочный зал ЦНХО ( ул. Касаткина д.1), 16.03.19 - 25.04.19
Мы живем в мире, наполненном постоянно растущей информацией. Современным детям и их педагогам необходимо «перерабатывать» все большие и большие потоки информации. Важнейшей компетенцией при этом становится умение не только находить и понимать нужную информацию, но и самому создавать ее в форме, понятной потенциальному адресату, т.е. научиться предоставлять информацию о своих достижениях, осуществленных проектах и продуктах своей научной и творческой деятельности.
При этом известно, что в 21 веке большими темпами возрастает роль зрительной информации – поскольку, в отличие от пространного текста, правильно организованный визуальный образ «считывается» практически мгновенно и легко запоминается. Поэтому современный образовательный процесс должен включать в себя формирование умения наглядно демонстрировать результаты практической и исследовательской деятельности, выражать их содержание через подбор визуального материала и его композиционное решение при оформление выставочного стенда, витрины, организацию экспозиционного пространства выставки, а также умения доносить информацию в виде оформленной печатной продукции, рекламного плаката и листовки, компьютерной презентации и релиза, грамотного размещения контента (текстовых аннотаций и иллюстративного наполнения) на сайтах и в социальных сетях интернет. Конкурс выставочных художественных проектов – это шаг к решению данных проблем современного образования.
Визуальный художественный проект (изобразительный, дизайнерский или архитектурный) - это наиболее доступный и естественный вид проектной деятельности в школе, художественная деятельность (не по образцу, а именно творческая) всегда проектная по своей сути и по определению предполагает и включает в себя, наряду с замыслом проекта, поиском средств его воплощения и результатом в виде изготовленного художественного произведения, и его демонстрацию перед зрителем (потребителем) - экспонированию в пространстве выставки.
Поэтому Конкурс художественных выставочных проектов, наряду с решением чисто художественных задач может и призван решать проблемы коммуникационные и находить адекватные пути социализации школьников и педагогического роста учителей и наставников молодежи.
Новизна Конкурса художественных проектов и его отличие от многочисленных конкурсов детского творчества заключается в том, что коллектив во главе с педагогом представляет на суд жюри (и зрителей) не просто несколько лучших художественных работ на заданную тему, а запланированную, продуманную, коллективно реализованную, а затем самостоятельно сформированную и оформленную выставочную экспозицию, которая сопровождается информацией об авторах проекта и аннотацией, поясняющей замысел и концепцию данного проекта. Тем самым моделируется процесс работы по созданию экспозиции, которую обычно проводят профессиональные организаторы и кураторы любых выставок, и дети имеют возможность оценить подготовку выставки как особый вид социально значимой деятельности, метапредметной по своей сути.
Сегодня все течение художественной жизни требует более широкого эстетического и культурного развития подрастающего поколения. Искусство современного мира сложно и многогранно, оно все чаще перестает выступать в канонически чистых формах и включает в себя одновременно множество образных языков, видов, стилей. Расширение эстетического пространства, в которое сегодня вовлечен человек, соответственно требует расширения его культурно-образовательного опыта для адаптации не только в мире классического искусства, но и в мире современного изобразительного и декоративного искусства, фотографии и видео, архитектуры и дизайна, компьютерной графики и рекламы. Поэтому в номинации конкурса включены наряду с живописью и графикой, другие виды визуально-пространственных искусств – скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотография, архитектура, дизайн, сценография, а также новые экспериментальные формы визуального творчества (компьютерная графика, коллажи, инсталляции, оформление книг, рекламные плакаты и проспекты, фоторепортажи).
Конкурс расширяет спектр задач, традиционно присущих подобным мероприятиям, ориентированным, прежде всего, на поддержку одаренности ребенка и развитие интереса школьников к искусству, в направлении более широкого осознания роли искусства в жизни общества, активизации продуктивной творческой деятельности, овладении способами презентации результатов своей деятельности, наконец, развитии коммуникационных навыков, толерантности и понимания другого и непохожего на тебя.
Цели конкурса:
- Предметная - это расширение сферы проектной художественной, в первую очередь коллективной, деятельности школьников под руководством педагога, повышение культуры экспонирования детских творческих работ, развитие художественного вкуса учителей и учащихся. Проведение выставки наглядно демонстрирует связь искусства с жизнью; организует общение юных художников и их педагогов друг с другом и со зрителями, повышает мотивацию к занятиям искусством.
- Метапредметная - повышение интереса к выставочным экспозициям как итогу любой творческой (исследовательской, инженерно-технической) деятельности, воспитание умения планировать выставки различного содержания в классе, школе, выставочном зале, грамотно оформлять экспонаты, составлять аннотации к экспозициям, проводить визуальные презентации, осуществлять рекламное сопровождение проектов. Дизайнерское решение выставочного пространства, наглядность и зрелищность экспозиции, органичное привлечение выразительных возможностей различных видов искусства (музыки, театрализации), использование современных аудио-визуальных средств, текстовое и мульмедийное сопровождение экспозиции – все это может играть незаменимую роль в метапредметной направленности обучения и развития учащихся, а также нести определенную культурную составляющую и способствовать социализации подрастающего поколения.
- Личностная - возможность каждому участнику выставочного проекта реализовать свой творческий потенциал в доступной для него форме, выразить собственный взгляд на окружающий мир, выбрать средства выражения для реализации замысла, высказать свое мнение при обсуждении проекта, быть в работе команды «равным среди равных»
Совершенно очевидно, что в работе над созданием выставочного художественного проекта особую роль приобретает руководящая и направляющая деятельность педагога, его умение поставить задачи, настроить участников на творческий поиск, приводящий к результату, объединяющему индивидуальные работы в общую тематическую экспозицию, демонстрирующую творческие возможности и достижения данного коллектива и каждого его участника, включая, разумеется, и самого педагога. В этом творческом процессе педагог выступает как наставник юных художников, умело ведущий их от замысла до успешного завершения и публичного представления продукта их деятельности зрителям в пространстве школы, а затем на площадках других выставочных залов.
Конкурс художественных проектов - это новая, экспериментальная форма творческих состязаний педагогов-руководителей и творческих коллективов учащихся, которая открыта для развития и обновления, расширения номинаций и технологий. В рамках Конкурса проводятся методические консультации, оригинальные мастер-классы, виртуальная выставка и обсуждение в Интернет-галерее на странице ФБ https://www.facebook.com/cnho.vproekt/, итоговые выставочные экспозиции лучших проектов, презентации и дискуссии. Для начинающих участников Конкурса, поисковых, а также для некоторых «спорных проектов» предусмотрен формат, так называемой, «экспериментальной лаборатории», где участники могут представить свои работы и проекты, не прошедшие на итоговые выставки. Данный конкурс - это не просто поиск и поощрение талантливых детей и их педагогов, он имеет явно выраженную методическую направленность, выступает своеобразной рабочей площадкой для проб и ошибок, обмена опытом педагогов, встреч с ведущими учителями и членами жюри.
Мероприятие проводится в рамках инициатив, направленных на исполнение Указа Президента Российской Федерации от мая 2018 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р., а также в рамках реализации Приоритетного проекта Министерства образования и науки РФ «Доступное дополнительное образование для детей».
Конкурс планируется с всероссийским дистанционным участием. Лучшие проекты участников из регионов России будут представлены в интернет-галерее «Виртуальный музей Школы Неменского», победителям будут разосланы дипломы.
Основные задачи Конкурса:
- Развитие понимания роли искусства в современном мире.
- Развитие коммуникационных навыков, умения решать общие задачи и возникающие проблемы без насилия и конфликтов в удобной для моделирования и отработки этих навыков среде совместного творчества.
- Активизация продуктивной художественной творческой деятельности учащихся, проектных и коллективных форм работы с использованием информационно-коммуникационных технологий и ресурсов интернета.
- Формирование умения школьников и педагогов демонстрировать продукты своей творческой деятельности.
- Воспитание умения создавать и оформлять выставочные экспозиции различной направленности и тематики, проводить экскурсии и презентации выставок; осуществлять выставочные проекты от замысла до воплощения.
- Повышение авторитета и роли предмета «Изобразительное искусство» в школе.
- Выявление и поддержка творческих коллективов, талантливых педагогов искусства, художественно одаренных детей.
- Пропаганда творческих инициатив педагогов изобразительного искусства и обмен опытом в области художественного образования.
- Развитие системы работы с одаренными и мотивированными на занятия искусством детьми через проектную и выставочную деятельность.
- Расширение сферы художественной деятельности школьников и педагогов в направлении современных форм искусства, воспитание художественного вкуса учащихся и педагогов.
Значимость Конкурса:
В рамках подготовки к этому Конкурсу дети расширят свои представления о роли искусства в жизни общества, получат навыки творческого сотрудничества и работы в коллективе, научатся через выставочные экспозиции и стенды представлять продукты своей творческой деятельности, расширят возможности и способы коммуникаций, в том числе, в социальных сетях интернет, получат импульс к развитию дизайн-мышления.
Конкурс будет способствовать росту профессионального мастерства педагогических работников в условиях современного образовательного процесса, поможет расширить сферы художественной деятельности учителей посредством использования инновационных технологий. Конкурс и итоговые выставки дают возможность обмена опытом с коллегами, они позволяют оценить результаты своей деятельности в контексте современного художественного образования и выбрать вектор своего дальнейшего развития.
Конкурс также преследует и исследовательскую задачу для организаторов и методистов. С исследовательской точки зрения интересно будет посмотреть, каков будет возрастной состав нынешних участников конкурса, как дети и педагоги отразят предложенную конкурсную тему «Мир вокруг нас», какую собственную проблематику они выберут, какие сюжеты, жанры и виды визуальных искусств участники предпочтут, какие будут использованы художественные материалы и техники для выражения содержания проекта, кто проявит наибольшую активность: творческие коллективы, студии и кружки общеобразовательных школ или учреждений дополнительного образования детей.
ОТЗЫВЫ О ИТОГОВОЙ ВЫСТАВКЕ МОСКОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНКУРСА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОЕКТОВ
Прекрасная и очень полезная выставка. Яркая, живая, креативная.
Успехов участникам и Благодарность организаторам.
Преподаватели ГБУДО ТДХШ
С каждым годом выставка становится все более захватывающей, яркой, эмоциональной. Спасибо организаторам за возможность участия и за доставленное эстетическое наслаждение от прекрасно организованной выставки.
Художественная студия ГБОУ г. Москва
Школа № 2070
Прекрасная выставка, вкусная, разнообразная и радуюсь, что искусство в таких творческих проектах становится понятнее, интереснее…
И радуешься, что дети с удовольствием в них (проектах) участвуют. Особое спасибо энтузиасту Мухиной Татьяне Александровне.
Тихонова Св. Вл. Учитель ГАОУ Школы «Шк. 16»
Замечательная выставка. Очень интересная графика, дизайн, архитектура, живопись.
Интересны новые коллективы, новы стилистические подходы.
С каждым годом уровень все лучше и лучше.
Спасибо творческому коллективу ЦНХО, особенно Мухиной Т.А.
С уважением Афонская В.И., художник, педагог, член МСХ, МОСХ Россия, шк. 1560 «Лидер»
Огромное спасибо за организацию и проведение творческого мероприятия. Творческие способности каждого ребенка индивидуальны. В коллективной работе и под руководством настоящих профессионалов в детях раскрываются…
Спасибо за энтузиазм и необычный подход.
Учитель школы 1450 «Олимп»
Цветкова С.Е. и творч. коллектив 4 В класса
На выставке вашей необыкновенно, красиво, интересно!
Спасибо огромное всем организаторам!
Это большой труд!
Отдельное спасибо Татьяне Александровне, благодаря которой многие экспозиции из нашей школы украшают ваши залы.
Большая радость от участия в этом интересном проекте для всех и педагогов, и детей, и родителей, и зрителей.
Такие проекты очень нужны!
Всем!
Ждем новых выставок и мероприятий.
Спасибо. Художник-педагог Шадрина С.И.
Великолепные работы. Дети – умнички.
Какая красота! Ура! Живем!
Пожарская А.В.