Коблова О.А.
Коблова О.А
ведущий эксперт отдела по подготовке педагогических кадров
художественно-эстетического цикла
Управление НХО МЦРКПО.
«Работали вместе»
Коллективная художественная деятельность сегодня - это комплексная педагогическая технология, интегрирующая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Ее кульминация — общий успех, оказывающий позитивное влияние как на коллектив в целом, так и на каждого его участника в отдельности. Научиться видеть себя и других в процессе деятельности, вместе, помогая друг другу, открывать красоту окружающего мира, вкладывать ценность индивидуального чувства и отношения к миру и людям в общую работу — главные цели совместной деятельности.
Успех любой деятельности зависит от её организации, и что бы организовать коллективную работу необходимо тщательно продумать методику её проведения, надо ясно представлять результат будущей работы. Руководство коллективной изобразительной деятельностью требует от педагога больших усилий: чёткое планирование всех этапов, правильный выбор художественных материалов для выполнения работы, умелое распределение ролей среди участников, где вклад каждого должен быть замечен.
Рассматривая представленные в данной номинации работы хотелось отметить, что многие проекты являются урочными, выполненными детьми в течение нескольких уроков, при изучении той или иной темы. Это очень радует, замечательно, что педагоги используют в современных, не всегда комфортных, условиях работы разнообразные организационные формы и демонстрируют достаточно высокий результат.
Работы педагога Сазоновой Н.А. ГБОУ Школа №1579 показывают, насколько ребята увлечены творческим процессом, погружены в тему, как замечательно владеют различными художественными материалами и техниками. Однако, из четырёх представленных проектов наиболее цельными и выразительными являются панно по мотивам сказки П. Ершова «Конек-Горбунок». Панно, выполненное к произведению А.Н. Островского «Снегурочка», немного перегружено, теряет цельность, хотя и выражает всеобщее праздничное ярмарочное настроение. Не думаю, что удачно получилось соединение цветных пятен осенних листьев со стильностью белого и чёрного на крафт бумаге, при выполнении панно «Осень. Резное окно». Возможно, такое впечатление создаётся при восприятии в электронном варианте. Панно прекрасно выполнены, замечательная идея соединить работу младших и старших, но, было бы органичнее, если бы ребята 3 класса сделали листья и птиц в чёрно-белом варианте. Здесь, как раз тот случай, когда необходимо предвидеть результат, и задать правильный вектор творческой работы.
Елена Евгеньевна Северьянова, учитель Школы № 293 им. А.Т. Твардовского постаралась объединить работы учащихся 5 класса по теме «Образ Древнего Египта» в единую композицию. Очень сложно этого достичь, если необходимо соединить портреты с сюжетными работами. Видно, что дети были погружены в тему, вели исследовательскую работу, изучали орнамент, костюм, украшения, причёски древних египтян, имели представление об особенностях страны, образ которой отражали в своих работах. Продемонстрированы и их умения и навыки работы в заданной технике, однако само панно как единая коллективная работа не получилось.
Коллективные панно педагога Гражданиновой Людмилой Ивановной
ЧУОО Школа «Выбор», так же выполнены на уроках изобразительного искусства, учениками 4 класса, при изучении темы «Каждый народ – художник».
И «Олимпийские игры», и «Город мастеров» построены по фризовому принципу, в котором помещены работы всех участников процесса обучения на уроке. Прекрасный ход, который наиболее популярен при составлении композиции коллективной работы, но и он требует при организации пространства определённого ритма. Панно «Олимпийские игры» смотрелось бы лучше, если бы храмы были разного размера (это надо учитывать, когда даём задание детям, здесь не должно быть жёстких границ как это делать, даже тогда, когда мы используем готовый дидактический материал, ребята сами должны решать размеры, количество колонн и т.д.).
Панно «Праздник цветения сакуры» - самая удачная коллективная работа, в которой отражен образ страны восходящего солнца. Она имеет большой ряд достоинств и оставляет очень яркое впечатление.
Панно-коллаж «Образ Весны» ГБОУ Школа № 1095, выполненное под руководством Хрульковой Светланой Николаевной, является достаточно популярным приёмом создания образа весны.
Весна, ранняя зелень, мягкие, нежные оттенки пробуждающийся природы, которые, к сожалению, в работе не были отражены. Качество представленной на конкурс работы не позволяет рассмотреть её детали, и понять, как сочетаются узоры разных промыслов с глиняными украшениями, папье-маше, и другими деталями, сделанными в разных техниках.
Коллективное панно «С Новым годом!» ГБОУ Школа №1558. Руководители проекта: Болдырева Зоя Павловна, Захарова Галина Николаевна, выполнено в технике квилинга. Празднование Нового года всегда побуждает к поиску новых решений для украшения интерьера, поздравлений родных и близких. В данном случае, панно выполнено как большая поздравительная открытка, сюжет которой достаточно популярен, и не отражает индивидуальности и творческого подхода. Даже не затейливый зимний пейзаж с Дедом Морозом, составленный из созданных детьми деталей в технике скрученной полосы бумаги, смотрелся бы интереснее.
Были представлены ещё три коллективные работы, выполненные ребятами данной школы как иллюстрации к сказкам «Что за прелесть эти сказки!», в технике квиллинга. Очень много усилий, стараний, но к сожалению работы распадаются, раздроблены, сложно в них выявить героев. Педагогам надо понимать, что всё-таки иллюстрация – это вид графики, а не декоративно-прикладного искусства, и выполняется по своим определённым правилам и законам. Даже работа «Жил на свете добрый жук», смотрится больше как поднос, чем иллюстрация.
Проект «Фабрика ёлочных игрушек», ГБОУ Школа № 998, педагог Куликова Светлана Сергеевна, задумывался как серия индивидуальных работ, в которых дети проявили свою фантазию, представив себя в роли мастеров елочных украшений. Придумывая форму, решая колористические задачи, ребята разного возраста, с большим интересом были вовлечены в творческий процесс. Думаю, что данный проект целесообразно было бы подавать не как «панно», а именно как серию индивидуальных дизайн-проектов ёлочной игрушки.
Коллективное панно «Возврати себе храм» МАОУ «Красногорская гимназия» имени Героя Советского Союза Николая Ивановича Огородникова, педагог: Дрягина Лариса Александровна, выполнялась на уроке учащимися 3 классов. Каждый ребёнок выполнял образ храма, как памятника архитектуры, соприкасаясь с историей и культурным наследием своего родного края. Но совсем не понятно название работы, и сама её композиционная подача. Мне кажется не очень продумана концепция самой работы. Можно было бы обыграть данные работы, и скомпоновать из них карту - путешествие, или ещё каким-то образом….