Карасева А.В.
Карасева Александра Валентиновна,
аналитик отдела по организации музейной
и конкурсной деятельности УНХО МЦРКПО
«Калейдоскоп коллажей»
Колла́ж (от фр. collage — приклеивание) — приём в искусстве, предполагающий соединение в одном произведении разнородных элементов (различных по происхождению, материалу, контрастных по стилю и т. п.). В изобразительном искусстве коллаж заключается в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.
Родоначальником коллажа считают французского художника Жоржа Брака.
В 1913 году он первым использовал оригинальный прием – наклеивание на картон полос окрашенной бумаги, а чтобы фактура бумаги получилась более эффектной, художник подмешал в краску песок. Вскоре к нему присоединился единомышленник – Пабло Пикассо, это был творческий союз двух художников новаторов.
За годы совместного творчества Пабло Пикассо и Жорж Брак создали не только ряд великих произведений, но и визуальный язык техники коллажа.
Картины, созданные при помощи металлической стружки, бумажных этикеток, фотографий, вырезок из журналов шокировали публику, тем не менее, необычное направление искусства продолжало развиваться.
Развитие техники коллажа продолжается в течение XX-XXI века.Сегодня в коллаже допустимо дорабатывать фрагменты другими изобразительными материалами: тушью, акрилом, гуашью, акварелью, гелевыми ручками, фломастерами, маркерамии т. д. В наше время активно развивается также компьютерный коллаж.Одна из задач коллажа — придание произведению эмоциональной насыщенности и остроты.
Техника коллажа часто используется в детском творчестве. На конкурсе художественных проектов представлены яркие и выразительные коллажные серии, сделанные в различных жанрах:
«Портрет». Коллаж.
ГБОУ Школа №1539.
Педагог:Ланкина Ольга Васильевна.
Участники проекта: Абдулина Дарья, Калинчева Анастасия, Золотова Иванка, Мамынова Анастасия, Мацуй Дарья, Михайлов Константин, Морозов Кирилл, Пикалова Мила, Хилтунен София (5-6 класс).
Рассматривая данный проект, я оценила, что для возраста 10-12 лет проект очень сложный. В портретах ставилась задача передать объем и светотень на лице и одежде.
Здесь виден большой труд педагога-художника, который развивает у своих воспитанников понимание и осознанное владение языком художественной выразительности. Работы выполнялись на уроке и дорабатывались на кружке «Скетч».
«Коллаж как средство выражения».
ГБОУ Школа №1539.
Педагог: Ланкина Ольга Васильевна.
Участники проекта: Калинчева Анастасия, Пикалова Мила, Хилтунен София (5-6 класс).
Рассматривая второй проект творческого коллектива школы №1539, сразу замечаешь отличительную особенность художественной выразительности – это «пробел».
Пробелы – это линии, накладываемые по определённой системе для выявления формы, обозначения складок одежды или высветления отдельных частей изображения. Пробел как приём имеет свои разновидности в иконописи.
Очень хорошо, что педагог-художник пользуется этим приемом в работе со своими воспитанниками. Это обогащает язык художественной выразительности. Участники проектанаходятся в поиске наиболее яркого художественного образа через применение нехудожественных материалов – страниц журналов, нотных листов, чайных пакетиков.
«Мир певчих птиц».
ГБОУ Школа № 1987. Кружок «Бумагопластика».
Педагог: Кирланова Лиана Георгиевна
Участники проекта:Павлюк Соня, Мырзатаева Ванесса, Ищенко София, Смирнов Максим, Шередеко Алексей, Арзуманян Ирина, Пономарёва Лиза, Фролова Люба (2-4 кл.).
Педагог-художник и его воспитанники не боялись экспериментировать, в результате творческого поиска обнаружилось, что даже самые обычные материалы (бумага различной фактуры и цвета, природные материалы) в сочетании друг с другом на специально подобранном фоне становятся необыкновенно выразительными.
Импонирует, что в творческих работах есть своеобразная«кинетика мазка», в данном случае полос бумаги различной фактуры и цвета и красочного слоя художественных и природных материалов.
Проектвызывает яркое эмоциональное впечатление, работы очень искренние и по-детски трогательны.
Техника коллажа как языка искусства использована очень грамотно. Работы этого творческого коллектива заставляют зрителя внимательно рассмотреть их.
«Весна. Искусство – в массы». Социокультурный проект.
МБОУ Гимназия №35. город Ростов-на-Дону.
Педагог: Гурская Алевтина Вениаминовна.
Творческий коллектив 8 классов.
В данном коллективе участники очень хорошо владеют колористическими навыками подбора основных и дополнительных цветов, композиционным решением рабочего пространства листа.
Сочетание различных форм и цветов на рабочем пространстве листа имеет законченный цельный художественный образ.Все работы очень эмоциональны и образно выразительны.
Художественная выставка, прошедшая в пространстве гимназии, очень красива и позитивна. Не удивительно, что у администрации гимназии возникла мысль выставить эти яркие натюрморты в качестве баннеров на заборе гимназии.
Администрация гимназии, педагог-художник и его воспитанникинесут позитив общественности средствами искусства.
Молодцы!
«Букетное настроение».
ГБОУ Школа №2127. Художественная студия «Радуга».
Педагог:Чумичёва Ольга Аркадьевна
Участники проекта:Хурамшина Диана, Халитова Сафина, Хаббибулина Зарина, РонновФлемминг, Погребняк Артем, Щетинина Маша, Григорьева Лера, Билялов Марсель, Щетинина Аня, Захарова Аня, Ершова Алиса, Петров Артем (1 класс).
Этот выставочный художественный проект очень нежный, трогательный и камерный, он подойдет для украшения классной комнаты или кабинета педагога-психолога.Глядя на его плавные графические линии и нежные пастельные цвета, ты успокаиваешься, тебе хочется отдохнуть и посидеть, спокойно вдохнув свежего воздуха. Полная психологическая релаксация для зрителей.
Подкупает в этом выставочном художественном проекте его детская неопытность и наивность– это такаятихая красота.
Особенно это заметно на контрасте с просмотренным выше выставочным художественным проектом из Ростова-на-Дону «Весна. Искусство – в массы», где все работы очень яркие, монументальные и звонкие.
«Весна. Натюрморты».
МБОУ Гимназия №35. город Ростов-на-Дону.
Педагог: Гурская Алевтина Вениаминовна.
Творческий коллектив 8 классов.
Это вариант, когда педагог-художник безошибочно управляет коллективом воспитанников с помощью тонкого наставничества и методических рекомендаций в композиционном и колористическом решении художественного образа, добиваясь хорошего итогового результата.
Впечатляет, очень монументально. Но есть опасность, что этот наработанный педагогический прием может надоесть зрителям. Публика всегда хочет чего-то нового.
Желаю педагогу-художнику и еготворческому коллективу новых творческих открытий!
«Кулинария. Завтраки».
МБОУ Гимназия №35. город Ростов-на-Дону.
Педагог: Гурская Алевтина Вениаминовна.
Творческий коллектив 8 классов.
Проект сделан на уроках технологии и это подкупает. Впечатляет, что у данного педагога ученики обладают хорошим чувством цвета. А также желанием что-либо делать на уроке.
В работах присутствует детская развернутая перспектива, декоративность и жизнерадостная цветность.
При всем положительном впечатлении,хочется сказать, чтовизуально для работ этой возрастной группы (13-14 лет) не хватает сложности, подробности и многодетальности композиции.
Менее выразительными мне показались следующие художественные проекты:
«Женский образ».
ГБОУДО ЦДТ «Свиблово». Изостудия «Калейдоскоп».
Педагог:ТригубкинаАльфияГайнетдиновна
Участники проекта:Менякина Варвара, Купянская Веста, Тригубкина Эвелина, Куликова Анна, Москаленко Ксения, Рыжова Анастасия, НяжеметдиноваСамира (12-16 лет).
Этот выставочный художественный проект не имеет общей целостности по качеству выполненных работ в силу разного возраста обучающихся от 12 до 16 лет.
Безусловно, в данном проекте присутствует стремление к поиску и созданию художественной формы, подчиненной содержанию. Просматривается сознательный интерес к овладению техникой коллажа и достижению эстетического эффекта. Использование традиционных приемов, подражание манерам других художников сочетается с поиском собственного языка художественной выразительности.
«Человек, архитектура». Коллаж.
Студия «Акварель». Культурный центр «Зодчие».
Педагог: Алёшина Татьяна Владимировна
Участник:Липаткина Алина, 12 лет.
Юная художница только осваивают технику коллажа и ищет средства художественной выразительности.
Хотелось бы пожелать ей успехов в творческом поиске!
«Друзья. Мы – разные, но мы – вместе».
ГБОУ Школа №2107.
Педагог: Плотникова Ирина Александровна.
Участники проекта: Усиевич Анастасия, Фоменко Кира (5 класс).
В данном проекте используются текстильный материал, фольга, перья, пуговицы, заклепки в лучших традициях художников новаторов начала XX века.
Живописный фон объединяет двух сказочных героев в одну целостную композицию, особое выразительное значение обретает фактура изображения.
Мысль «Мы – разные, но мы – вместе» достигается благодаря разности тактильных ощущений от материалов – теплая рыхлая мешковина и холодная плотная фольга с заклепками.
Эти образы сказочных героев по-детски наивны и оченьсимпатичны.
«Портрет сказочного героя».
ЧУОО Школа «Выбор».
Педагог:Гражданинова Людмила Ивановна.
Творческий коллектив учеников 2 класса.
Добрые и злые образы сказочных героев с разными психологическими характеристиками заставляют улыбнуться и пожелать ученикам 2 класса творческих успехов.
Педагог-художник на правильном пути пробуждения у своих воспитанников ярких эмоций, воплощенных в творческих работах.
Эти творческие работы я отношу к учебному проекту - аппликации.Воспитанники только освоили новую технику.
Техника коллажа сложнее, она подразумевает сочетание различных художественных приемов – наклеивание, прорисовка с помощью различных материалов и т.д.
Живописные или графические работы в технике коллажа создаются путём приклеивания различных по цвету и фактуре материалов (ткань, кружево, кожа, бусы, листья, лепестки, кора, фольга, фантики и др.) на основу рабочего пространства листа.
«Природа – художник»
«Изобразительное искусство» как учебный предмет учит воспитанников (дошкольников, школьников) интересу к жизни и является средством познания окружающего мира через эмоционально-чувственное проживание (переживание) реальности окружающего мира и своего внутреннего мира.
О чем говорит искусство?
Искусство говорит о субъективном человеческом восприятии мира.
Но в тоже время субъективное восприятие окружающего мира формирует право личности на свободу выбора своей точки зрения при оценке объектов искусства.
При оценке выставочных художественных проектов я пришла к таким результатам.
Тема выставочных художественных проектов «Природа – художник» успешно раскрыта в следующих проектах:
«Песочные картины о природе».
ГБОУ Школа №1212. Кружок «Песочные фантазии».
Педагоги: Мамаева Светлана Викторовна, Татарова Светлана Николаевна.
Участники проекта: Бурмакина Софья, Канте Дарья Секу (9 лет).
Педагоги-художники, работающие со своими воспитанниками с природными материалами (песком), пошли по пути сотворчества с природой, т.е., они максимально оставили исходный природный материал за основу своих выставочных художественных проектов.
В результате сам природный материал формирует красоту художественного проекта.
Мы видим различные картины из песка, где дети используют различные приемы рисования, в том числе самый трудный прием работы с песком – рисование насыпью, различными предметами.
«Волшебные превращения ладошек». Рисунки на песке.
ГБОУ Школа №1212. Кружок «Песочные фантазии».
Педагог: Мамаева Светлана Викторовна.
Участник проекта: Бурмакина Марфа, Демидов Тимофей (6 лет).
Педагог-художник данного проекта максимально вовлек своих воспитанников в творческий процесс создания песочных картин с помощью отпечатков ладошек.
Изображая животных, птиц, растения каждый участник проявил свой творческий потенциал, работая с природным материалом – песком, освоил различные приемы прорисовки на песке – с помощью отпечатка ладошки, тыльной стороны ладони и отпечатков пальцев – создавая неповторимый рисунок.
«Осенний калейдоскоп». Экодизайн.
ОАНО «Новая школа». Кружок «Время секретов».
Педагог: Полякова Ольга Владимировна.
Участники проекта:Гнатченко Софья, Огульник Николас, Малков Даниил, Машир Эрик, Кульков Кирилл, Алехина Стефания, Орехов Всеслав, Садовская Анастасия, Зотова Мария, Шабельникова Майя (2-4 кл.)
Выставочный художественный проект представляет из себя составление мандал из листьев и семян.
Педагог-художник грамотно использовал композиционные, колористические и фактурные решения, создавая со своими воспитанниками флористические композиции.
В данном проекте максимально видна красота природных материалов – листьев и семян – они различны по форме, размеру и цвету.
В основе выставочного художественного проекта используются только природный материал, и это является очень правильным подходом педагога-художника в решении темы «Природа – художник».
В перечисленных выше выставочных художественных проектах максимально раскрыто преобразующее воздействие искусства как инструмента эстетического воспитания обучающихся.
Данные выставочные художественные проекты очень трудоемки в исполнении и от воспитанников требовалось терпение и умение работать в коллективе. Сами проекты при использовании только природных материалов соответствуют заявленной теме «Природа – художник»при этом учитывались эстетические, экологические требования к качеству проекта – «максимальный эффект при минимально возможных затратах».
Весь мир является объектом научного и художественного освоения, но внутренний мир человека наиболее полно может быть раскрыт через средства изобразительной деятельности.
Педагоги-художники, стоявшие во главе выставочных художественных проектов «Песочные картины о природе»; «Волшебные превращения ладошек». Рисунки на песке; «Осенний калейдоскоп». Экодизайн – помогли своим воспитанникам развить пространственное, колористическое и фактурное мышление.
Практическим результатом изобразительной деятельности в выставочных художественных проектах является развитие коммуникаций воспитанников с помощью искусства.
Менее выразительные «художественные образы» были в следующих выставочных художественных проектах:
«Образ Осени». Коллаж.
ГБОУДО ЦДТ «Свиблово». Изостудия «Калейдоскоп».
Педагог:ТригубкинаАльфияГайнетдиновна.
Участники проекта: Голубева М., Прокопова П., Елкина И., Ефромеева А., Сазанский К., Калинина А., Ходосова А., Егоров А., Сандрацкая В., Соколова М., Бредис Ю., Тетерина М., Фенина Алика, Фенина Александра, Спирка М., Медведева О., Усынина Н., Ярковская Е., Леснякова В., Майорова Д., Шеманова В., Данкова Е., Гайдаржи М., Калитина А., Брухтий Е., Баранова С., Сухова А., Голубева А., Голубева И., Селантьева В., Сиделев В., Переверзева А., Набокова П., Кулешова А., Дорофеева А., Вышелесская Е., Задворошникова Е., Самойлова Д., Петрова В. (8 - 12 лет)
В данном проекте природные материалы – осенние листья, травинки и сухоцветы – смотрятся очень традиционно, до узнаваемости из глубоких воспоминаний раннего детства нескольких поколений зрителей.
Конечно, это не плохо,зритель погружается в сравнительный анализ от увиденных детских коллажей, сравнивая их с предшественниками из года в год, но хочется увидеть что-то новое…ведь время не стоит на месте.
Хотелось бы пожелать данному коллективу творческих успехов и новых открытий. Не бойтесь экспериментировать с природными материалами.
«Лучики тепла». Бумагопластика. Экодизайн.
ЧОУ гимназия «Московская экономическая школа».
Педагог: Селина Елена Николаевна.
Участники проекта: Скворцова Александра, Соколова Кира, Филиппов Глеб, Попова Вероника, Денисова Варвара, Виноградова Александра, Гарибян Нина, Мамедов Геогрий, Черствова Ева, Вишневский Петр, Душко Елизавета, Мамедов Евгений, Донде Александра, Сайид София, Никитин Егор, Гарибян Тамара, Германова Алена, Скворцова Мария, Харитонова Юлия, Соколов Кирилл (6-13 лет)
Бумага относится к возобновляемому природному ресурсу, это самое великое открытие человечества. Бумага бывает разной фактуры: гладкой, полугладкой, шероховатой; различной по плотности от толстого картона до тончайшей кальки; а уж цветовая палитра самая разнообразная.
Но самое замечательное физическое свойство бумаги – это возможность её скручивать, мять, складывать, делать в ней прорези и трафареты и т.д.
Одно из правил работы с бумагой при создании объемных композиций – это сочетание различных фактур – гладкой, полугладкой, шероховатой (мятой).
При этом не надо забывать про композиционное решение, где присутствуют разнообразные формы разного размера (большие, средние, маленькие).
Бумажный георгин каждого участника смотрится очень одиноко и чужеродно на фоне живой зелени, так как, нет «визуальной связки» имитации бутоньерки.
Было бы правильно использовать в создании георгинов цветную кальку (прозрачную и полупрозрачную; глянцевую и матовую) относительно плотную, позволяющую работать с ней на ребре жесткости.
Бумажная цветная калька позволяет закладывать заломы, скручивать и закручивать её. Этот метод формообразования делает цветок «живым».
Кроме шапки георгина из цветной кальки, где видны ячейки (соты) лепестков цветка, необходимо добавить соцветие, стебель и листья в свободной трактовке бутоньерки.
Все детские георгины смотрятся как отдельно взятый цветок – это заготовки флориста для создания букета, в котором много других компонентов.
«Образы осени». ДПИ. Коллаж
ООЧУ «Максима. МО Мытищинский район, с. Троицкое.
Творческий коллектив 1-7 кл.
Педагог:Дудочкина Алена Владимировна.
Очень различные образы осени, выполненные из гербариев в смешанной технике.
Грамотный педагогический подход в использовании тонированной бумаги как основы для колористических решений и поиска «художественного образа» в технике коллажа. Впечатляет количество участников и то, что педагог-художник организовал учащихся начальной и средней школы.
Но на выставке из впечатляющего списка участников мы видим только шесть художественных работ.
«Фантазеры. Зимние портреты». Ленд-арт.
ГБОУ Школа №1212. Кружок «Песочные фантазии».
Педагоги: Мамаева Светлана Викторовна, Царенко Марина Геннадьевна, Черных Мая Николаевна
Участники проекта:Шадрухина Елизавета, Пеэтс Ярослав (6-7 лет).
В основе искусства ленд-арта лежит принцип использования даров природы (шишек, листьев, травы, мхов, камней, птичьих гнезд и т.д.) и вторичного продукта из них – это пеньковая веревка, лыко, мочало, спиленные древесные болванки и так далее…
Человек дополняет окружающую его реальность, привнося свои акты творения максимально маскируясь под матушку-природу, так что даже не всегда понимаешь, что это «обманка», «обман зрения» технический прием в искусстве, создающий оптическую иллюзию.
Главная идея ленд-арта это взаимосвязь природы и человека, возможность гармонично вписать арт-объекты в пейзаж, не нарушая его целостности и сохраняя естественную красоту.
То, что представили педагоги-художники, не является в полном смысле жанром ленд-арта.
Это арт-терапия с благополучным исходом, когда ребенок работает только с природным материалом – снегом, листьями, шишками и веточками.
И совершенно не сочетающийся с концепцией ленд-арта, флуоресцентно зеленая маска с большими, очень большими глазами.
Не надо взрослым людям педагогам создавать подобных масок.
Более правильное решение - это их собственная работа с природными материалами.
Если необходимо очеловечить, создать «лицо», нужно взять белый лист бумаги, из которого дети сами вырезают условный круг или овал и с помощью крафт бумаги и техники обрывной аппликации создают нос, глаза, рот.
Белый цвет и песочно-серый цвет относятся к «природной палитре».
«Эко-парикмахеры и дизайнеры». Ленд-арт
ГБОУ Школа №1212. Кружок «Песочные фантазии».
Педагоги: Мамаева Светлана Викторовна, Свеженцева Марина Юрьевна
Участники проекта:Башилова Елизавета, Башилова Диана (6 лет).
Уважаемые коллеги, пожалуйста, дайте своим воспитанникам самим творить на занятиях арт-терапии от начала и до конца.
Они сами создадут «лицо» персонажа с помощью клея-карандаша, белой бумаги и других художественных материалов.
Ваши воспитанники запросто справятся с этим творческим заданием, если вы проговорите с ними педагогическую сказку про «лесных человечков».
Варианты выполнения детьми «лиц»: пальчиковое рисование красками (отпечатки ладошек и пальчиков); аппликация с бумагой; аппликация с сухостоями и гербарием; бумагопластика из салфеток и плотной бумаги.
Не забывайте главные принципы искусства ленд-арта – это минимальное визуальное вмешательство, иллюзия «обманок».
«В Гармонии с Природой».
ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа». АРТ-студия.
Педагог:Загребельная Ирина Александровна.
Участники проекта: Бай Андрей, Ставицкая Анна, Тюленева София, Шривастава Милана (3-4 кл.).
Сама идея соединения природного материала с художественным материалом очень хороша, но при условии, что учитываются физические свойства этих художественных материалов (прозрачность, текучесть, текстура красочного слоя и т.д.). Главное, что необходимо сохранить - это яркость, сочность и неповторимость каждого природного материала при визуальном восприятии арт-объекта.
Поясню на примере.
Работа со мхом.
Мох должен быть максимально зеленым и быть «главным» арт-объектом, когда мы смотрим на художественную работу.
Для этого необходимо было с помощью графики повторить природный рисунок мха и создать иллюзию «обманки» вплавляя природный материал в лист бумаги.Цветовая гамма должна быть максимально созвучна с «главным» арт-объектом мхом.
Другой вариант решения творческой работы с помощью акварельной живописи по мокрому листу бумаги, когда расплывчатые контуры и заливки создают живописный фон для «главного» арт-объекта мха. Можно сделать акварельный пейзаж созвучный с поросшими мхами камнями.
Гуашевая краска обладает плотным красочным слоем и для работы с природными материалами не всегда подходит. Она «заглушает» природные материалы, которые со временем увядают и сохнут.