Гуров Г.Е.
Попытаюсь пройти и поделиться впечатлениями от некоторых «залов» выставочного комплекса итогов конкурса «Выставочные художественные проекты».
Захожу в первый зал экспозиции: «ЧЕРНОЕ, БЕЛОЕ И НЕ ТОЛЬКО…»
Общее впечатление таково, что комплекты работ бывают дидактически и методологически полезные, бывают интересны творческими находками и подходами, а бывают также красивыми экспозиционно. К последним можно отнести «Зимние радости» Студии «Скетч» и «Акварель». Культурный центр «Зодчие». Педагог: Алёшина Татьяна Владимировна. Хороши и их же «Зимние картинки».
Методически полезной можно назвать серию «Природные формы. Графика».
Как увлекательную работу с детьми можно отметить «Цитируя классику». ГБОУ Школа № 2055. «АХ!»-студия.( Педагог: Захарова Татьяна Васильевна).
Красивым получился проект «Александр Невский и его дружина». ГБОУ Школа № 629. Студия «Волшебная кисть».
Просты, но индивидуальны и изобретательны серии линогравюр Школы № 1560 «Лидер». Педагог: Афонская Виктория Николаевна. Это и серия «Натюрморты», и «Животные» и особенно «Птицы».
Как декоративные панно, возможное украшение интерьера смотрятся работы из проекта «Час пик в Москве» ГБУДО Центр творчества «На Вадковском».
«Снежная Япония» ГБОУ Школа № 1265. ( Педагог: Свинцова Анна Сергеевна).
Представлен очень красивый, стильный и монолитный проект. Все работы интересны и грамотны по композиции, цветовой гамме и «вкусны» графически.
МБУДО «ДХШ № 1 им. Н. П. Шлеина» г. Кострома представила два мощных «сериала» под названиями «Моя комната» и «Окна…», выполненных на черном фоне. Очень красивые композиции, демонстрирующие мощь фантазии детского творчества.
ГБОУ «Школа № 1416». Изостудия «Мастер». (Педагог Голицына Вера Борисовна) представила очень добротную подборку «Архитектурные зарисовки». Работы индивидуальны и вместе с тем дидактичны.
На мой взгляд очень неожиданны, интересны и своеобразны серии «Пословицы и поговорки о книге», возрождающие традиции русского народного лубка. Очень своевременное и полезное напоминание сделала ГБОУДО ЦДТ «Свиблово» Изостудия «Калейдоскоп». Педагог: Тригубкина Альфия Гайнетдиновна.
Понравились «Фруктовые истории» МБОУ СОШ №8 из Ивантеевки. Не понравились «Афиши советского кино» ДХШ (Детская художественная школа) при ГБОУ Школа №504. Непонятна цель этой работы, даже культурологическая. Срисовывание персонажей тоже «до добра не доводит».
Работы с компьютерной графикой возможно хороши для дизайнерского тренинга, но, как составленные цветные композиции станкового характера сложнее в выполнении, чем «бумажные» и чреваты множеством китчевых клише, заложенных инженерами в программы.
Общее впечатление от посещения этого «зала графики» самое позитивное и обнадёживающее.
Перехожу в следующий зал под названием: «СТРОИМ ГОРОДА»
«Города…стены, окна, двери». ГБОУ «Школа № 1416. Педагог: Голицына Вера Борисовна. Идея хорошая, как проект, но лучше бы перемежать белую бумагу с слегка тонированной. Архитектурные стили сливаются в единую ленту и трудно различимы. Но, как способ введения учеников в пространство архитектуры в течение часа, да ещё с получением результата – очень хороший методический приём.
«Музей техники» ГБОУ Школа № 1363. Педагог Ольга Васильевна Рыбаулина. Функционализм, логика, целесообразность победили. А что же ещё нужно? Цвет чуть «ехидный», но может быть, так на фото? На фото не очень ясно интерьер это или экстерьер? Но это делали дети на 3-д принтере, это прогресс, стучащий в двери классов!
«Городская среда». ГБОУ Школа №1416. Педагог Голицына В.Б. Оригинально использованы папки. Это может быть сделано и в течение урока. Как проектная идея – оч. хор.!
«В парке». ГБОУ Школа №1367 Педагоги Алексеева Е.С. и Шведова Е.В. При сведении 3-х макетов церковь оказалась с «грибочек». Композиционность не впечатляет. Заборчики «на скорую руку». Но в целом, работа добросовестная и методически полезная.
«Город. Улица Одуванчиков». ЧУОО Школа «Выбор». Педагог Гражданинова Л.И. Очень хорошая и гармоничная работа, живая, праздничная и с выдумкой.
«Истоки родного искусства» той же студии. Достаточно оригинальная и неплохая работа с картоном. А «Сказочный Дворец» красивая, веселая со вкусом сделанная работа.
«Лента времени: прошлое, настоящее и будущее». ГБОУ Школа №1002. Педагог Шванкова Е.С. Есть удачно использованное вторсырьё. НО АКВАРЕЛЬНЫЙ ФОН И РАСКРАСКА !! В общем грубоватая работа. «Непроект», хотя сама идея неплохая.
«Макет города». МОУ «Лицей №7» Электросталь. Педагог Цыганкова Е.А. Скорее это макет двора довольно «толпливый» Урочная работа с бумагой. Но «непроект».
«Мелодия архитектуры». Школа №1357 «На Братиславской». Ребята построили свой кремль. Зачем фольгу воткнули? Каждый делал свой объект, а свели вместе – сумбурная композиция.
«Храм иконы Божьей Матери «Знамение» в Перово». Школа №2126. Педагог Визнер К.С. Хорошо и добросовестно, без халтуры.
«Серия проектов Тимирязевской ДХШ». Направление «Архитектура будущего». Педагог Орлов Егор Андреевич. Очень хорошие развивающие фантазию проекты. Они схожи по раскрепощенности и несколько «комиксному» подходу, но разнообразны по задачам, по тематике и увлекательны по идеям. Предложенным педагогом или изобретённым самими детьми? Композиционность и структурирование. Эти работы есть то, что называется творчеством. То, что вырабатывает привычку к творчеству.
В следующем зале можно увидеть «ТАКОЙ РАЗНООБРАЗНЫЙ ДИЗАЙН»
«Бумажный Город и его жители». МБОУ «Гимназия №35» г.Ростов-на-Дону. Педагог Гурская Т.В. Очень хорошая композиция всей инсталляции. Цвет яркий, но не орущий, а гармоничный. Их же «Эко-Ёлки» правильный упор на пространственную композиционность и аллегорию, а не натурализм.
«Весенняя радость». ГБОУ Школа №1381. Педагог Волкова Е.С. Для первоклашек очень хорошо. Но «непроект».
«Дорогой мифов и легенд. Арго и аргонавты». ГБОУ Школа № 1095. «ИЗО-студия». Педагог Хрулькова С.Н. Идея проекта очень хороша и для презентации под музыку с текстом «за кадром» или может быть отснята как мультик. Выполнено изобретательно и интересно, но – не дизайн!
«Лавандовая страна». ГБОУ Школа № 2005. Студия «Арт класс». Педагог Давыдова Н.Л. Замечательная функциональная работа. Это уже профориентация для учащихся и опыт дизайн-проекта для руководителей.
«Мы все такие разные». ГБОУ Школа №1416. Педагог Ермакова И.А. Хорошая работа. И не скрывают технологию. Раньше тоже делали куклы с моделями новинок одежды и рассылали по имениям и регионам.
«Новогодние окна». ГБОУ Школа №1363. Педагоги: Рыбаулина О.В и Кузнецова А.Н. «Окна» вышли скучноватыми с этими рапортами. Хотя, как проектная идея подборки драпировок интерьера или гармонизации расцветок одежды – это может быть применено в практике.
«Русская красавица». ГБОУ Школа №1416. Педагог Голицына Вера Борисовна. Очень хорошая работа. Интересны технологии и работа с фактурами. Традиция и модерн! Её же «Эскизное проектирование костюмов. От плоскости к объёму» представляет наброски идей – проект подхода к работе над костюмом!
«Играем с буквами». Графический дизайн. ГБОУ Школа №2055 «Ах!» - студия. Педагог Захарова Т.В. Бывают макеты ерундовые, но на фото они выигрывают. Эти же лучше видеть живьём - многие из идей теряются. Но главное, что фантазия в этих «играх» работает привольно!
«Рояль в цветах» ещё один проект этого же коллектива. «Буквы» значительно лучше и интересней. Рояль вообще ни к чему – клавиши и так читаются. «Непроект». Зарисовка растений.
«Эко-FASHION- Шляп». Педагог Гурская Т.В. МБОУ «Гимназия №35» г.Ростов-на-Дону. Так же, как и «Эко-ёлки» очень хороший проект. Дети увлечены и результативны.
«Часовых дел мастера». ГБОУ Школа № 1569 «Созвездие». Педагог Ильенко С.М. Очень симпатичный проект! Красивое и радостное декоративное оформление часов для своей комнаты. Картон, гуашь + воображение.
«Кафе» Графический дизайн. ГБОУ Школа №1213. Педагог Тананыкина О.С. Стильно, грамотно; приятный минимализм. Но как-то «холодноваты» работы, все симметричные. Однако, освоение 3д-проектирования!
Продолжу виртуальное путешествие по выставке. Следующий «зал» экспозиции - «КРАСОТА И ПОЛЬЗА»
Здесь преобладает керамика. Обильно выставлена детская продукция Павловской гимназии из Московской области. Педагог Васильева М.Е. Сериалы работ «Из жизни животных» носят скорее познавательный нежели декоративный характер. Удачнее по декоративности смотрятся «Мудрые совы», возможно и авторы чуть старше по возрасту.
Много работ предоставлены творческим коллективом студии «Лепунюшка» ГБОУ Школа №2129. Педагог Афанасьева Ю.В. Удачны «Керамические панно» во всех вариантах, а их много хороших и разных. Привлекает внимание также «боекомплект» «Богатыри» - былинные персонажи в жанре древней курганной скульптуры.
К разряду «Польза» (конечно с помощью Красоты) можно отнести «Три блюда» и «Керамические вазы», произведенные в ГБУДО ДХШ им. М.А.Врубеля. А ещё и коллекцию проектов «Русские валенки» ГБОУ Школа №998 кружка «Узоры». Педагог Куликова С.С. Такая красочная мечта о сухой и морозной русской зиме.
Очень хороша по технологическому и эстетическому разнообразию выставка кукольных композиций «Окно в мир русских традиций» из МБУДО «ДШИ №6» объединения «Мастерица» из г. Брянска. Проект оригинально «упакован» в витринную экспозицию.
Хорошая экспозиция «Декоративные тарелки». ГБОУ Школа №463 им. Героя Советского Союза Д.Н. Медведева. Интересные и разные, особенно, тарелка-часы с «мексиканским» или «афро» орнаментом.
Ещё из керамических работ стоит отметить две контрастные зкспозиции. Это: «Лягушки-квакушки» ГБОУ Школа №2129 и «Хохломская роспись» почему-то керамическая, хотя и старательно выполненная.
Перейдем в зал под названием «МИР ПОЛОН КРАСОК».
Этот зал оказался очень интересным и насыщенным экспонатами. Первой открылась серия работ, которую можно назвать «Проектом онлайн-занятий наперекор пандемии». Это проект ГБУК Культурного центра «Лира». Московской творческой студии «Арт-Детство». Педагог Ульянова Е.Ю. Это ряд этнокомпозиций под названием «Печки-лавочки».
Та же студия представила очень качественный комплект работ «Пленэр во Пскове», а также схожий с ним проект «Псков».
И ещё один проект этой студии «Портрет героя», посвященный Дню Победы и состоящий из ряда тематических композиций, выполненных учащимися. Той же изостудией «Арт-детство» представлены в качестве проектов, а это, действительно, можно называть проектом – серии пленэрных работ, сделанных в специальной поездке во Псков, где в разных ракурсах ты волей-неволей вглядываешься и погружаешься в шедевры древнерусского зодчества, овладевая живописными навыками.
Стоит отметить и второй «дистантный сериал» школы №1637 под названием «Портрет героя», выполненный ребятами к 75-летнему юбилею Победы. В работах мало идеологических клише, но есть самостоятельные, осмысленные композиции.
Не могут не вызвать сочувствия работы, объединённые в проект «Новая реальность». Композиции представляют собой наблюдения детей из замкнутого карантином пространства. Особенно хорош по своему сарказму и вниманию к деталям портрет человека, работающего по zoom-у.
Из портретных проектов (а их приличное количество в «зале») выделяется серия «Портрет». ГБОУ Школа №1955. (Педагог Романков В.О.), выполненный Гордеем Мурашко. Очень выразительны как лица, так и руки персонажей. Судя по фамилии, у Гордея есть замечательная, не менее талантливая сестра Купава из 6-го класса той же школы №1955 представленная замечательной пленэрной серией работ «Путешествие на юг».
Стоит упомянуть и серию портретов 12-летней Оздемиры Таньели. ГБОУ Школа №763 изостудия «Юный художник». По выразительности глаз их можно сравнить с «фаюмскими портретами», но они названы «Портреты подруг».
Интересны проекты, в которых в которых учащиеся как бы всматриваются в наследие мастеров живописи. Это «Воображаемое путешествие в картины Мастеров живописи 20 века». ГБОУ Школа №627. Проект, в котором представлены отклики детей 6-го класса на картины Моне, Ван-Гога и даже, кажется, на Анри Руссо.
Это также целый сериал натюрмортов «Учимся у мастеров». ГБОУ Школа № 504 «Художественный класс». (Педагог Долгополова С.В.), в котором уже не просто отклики на картины, но проект изучения и проникновения в приёмы живописи и композиционных принципов мастеров. Аналогичный проект «По мотивам великих мастеров» Софьи Кузьминой представлен Детским развивающим центром «Эстер» (Педагог Пилосян Ирина Анатольевна). Получив творческий заряд от изучения приемов мастеров живописи, Софья создала серию самостоятельных по почерку работ под общим названием «Эпоха ковида».
В этом зале живописи можно видеть и «вечные» темы, волнующие детей – это космос, балет, любовь к животным, цветам и солдатам. Из неожиданных работ – преображение абстракций, игра со случайностями монотипий, представленные ГБОУ Школой №1416 (педагог Голицына В.Б.). Очень увлекательное игровое действо, развивающее воображение и расширяющее технологический арсенал учащихся.
Картинки, объединённые в проект «Японские мотивы». (ГБОУ Школа №1255. Педагог Свинцова А.С.) наверняка в «живом» виде смотрятся мощным аккордом, судя по аннотации - «от 60 см.». Интересная обойма картин, вдохновлённых как старинными, так и современными японскими мастерами.
Общее впечатление от зала живописи очень обнадёживающее. Много проявления индивидуальности, свежести взгляда на жизненные проявления, свежести живописной и мыслительной.
Следующий зал называется «РАБОТАЛИ ВМЕСТЕ». Заглянем…
Это коллективные работы очень полезные с точки зрения совместного детского труда. Все вносят свою лепту в общий проект, и нельзя порой не «влепить» эту лепту в общее произведение. Поэтому часто композиции оказываются перегруженными персонажами и архитектурным фоном. Вторая проблема экспозиции этих панно – это отсутствие реального размера. Трудно впечатлиться работой, украшающей интерьер школы или класса, представленной в половину почтовой открытки. Тем не менее, эти соображения не означают, что «зал» следует закрыть для посещения. Практически все проекты заслуживают внимания.
Неожиданная композиция с наличниками и осенними листьями «Осень. Резное окно» (ГБОУ Школа №1579. Педагог Сазонова Н.А.). Получился достаточно изящный симбиоз изучения традиций русской орнаментики и живых, нарисованных коллективно листиков. Гармоничное слияние двух заданий и двух возрастов.
Та же школа и педагог Сазонова Н.А. представила панно «Встреча масленицы». Мажорная, праздничная композиция, удачно оживлённая тенями на снегу. Несколько толпливая, но коллективная! В том же жанре созданы ещё три панно по мотивам сказки П.Ершова «Конёк-горбунок». В них также очень полезное обращение к этнографии, к тому, что каждый народ по-своему художник плюс совместный, групповой труд «3-клашек».
ЧУОО Школа «Выбор» (Педагог Гражданинова Л.И.) удачно продемонстрировала отклик на программу Б.М.Неменского коллективными панно: «Олимпийские игры» (Древняя Греция), «Город Мастеров» (Европейское средневековье), и «Праздник цветения сакуры» (Япония).
Этой же тематике отражения образа мира разными народами Земли посвящена тема панно «Искусство Древнего Египта». ГБОУ Школа №293 (Педагог Северьянова Е.Е.), выполненное Изостудией 5 кл. Это панно в натуральном виде может быть и смотрится впечатляюще, но в виртуальном варианте лучше смотрятся все отдельные «эпизоды» этого панно.
Та же территориально близкая школа №293 представила триптих «Подводное царство». Очень красивые по цвету и архитектонике рисунка композиции, сделанные 3-классным возрастом (педагог Коблова О.А.).
Впечатляет размахом «Фабрика ёлочных игрушек» ГБОУ №998 (Педагог Куликова С.С.) Есть на «фабрике» очень красивые и оригинальные «изделия».
Стоит отметить отличающиеся выдумкой и «марк шагализмом» работы «Что за прелесть эти сказки» ГБОУ Школа №1558, выполненные в технике квиллинга и смешанной технике.
Следующий «зал» называется «ОСТАНОВИТЬ МГНОВЕНЬЕ»
Что должно объединять фотографию и изобразительное искусство? Во-первых, композиция кадра или снимка. Фотоизображение корректируется на фотобумаге или на экране в поисках композиционного решения. Во-вторых, цвет. И в-третьих, реакция на окружающую действительность. Это – основные точки соприкосновения.
Экспозиция «Белые цветы» ГБОУ Школа №1558 на первый взгляд может показаться примитивной по «центральности» композиции, но, всмотревшись в детали, начинаешь ощущать в изображениях динамику.
Серия работ «Израиль» Самиры Гасановой (ГБОУ Школа №1357 «На Братиславской») как раз отличается своей продуманной композицией и поиском выразительности ракурса съёмки.
Любопытна серия «Когда вы спите» Сони Трегуловой (ЧОУ гимназия «Московская экономическая школа»), характеризующаяся именно кадрированием в процессе съёмки.
А вот работы «Красота вокруг нас» Аси Чупровой (ГБОУ Школа №463, кружок «Волшебные краски») настоятельно приглашают нас вглядеться в детали, увидеть прекрасное в обыденных мелочах окружающего мира.
Преимущество фотографии - в фиксации мгновения. Это ощущаешь в работах детской архитектурной студии «Сорока» (ГБОУ Школа №597 «Новое поколение).
Фотопроект «Наши любимые звери». Вроде бы, привычные животные и простые снимки, но сняты порой редкие ситуации: собака с падающим листом, кот на фоне античных руин, богомол и «молящийся» ёжик.
Работы Луки Фаталибекова из этой же студии под названием «Самолёты и поезда» - изображения застывшей динамики транспорта и небес.
Красивые моменты освещения и лирическое настроение передают нам фотоработы «Мой путь» Анастасии Филимоненковой, ученицы изостудии «Графика» ГБОУ Школы №996.
Красота простого и обыденного в серии работ «Одуванчиков свет необъятный» Марии Гершевич из ГБОУДО ЦДТ «Свиблово» демонстрируют общую направленность всех фотографий, выставленных в этом зале – внимание ко всем «мелочам» мира, в котором мы живём и красоту, которую мы учимся видеть.
Это же чувствуется в черно-белой серии работ Полины Быстровой (ЧОУ гимназия «Московская экономическая школа») под названием «Про жизнь». Объект внимания в этой серии не природа и животные, но сами люди.
И ещё одна черно-белая серия, отражающая чисто пластический поиск графической выразительности фотографий «Ловушка для тени», представленная кружком «Песочные фантазии» ГБОУ Школа №1212.
Эти работы как бы резюмируют общее впечатление от просмотренного «зала»: фотография стала неотъемлемой частью изобразительного искусства, одним из его инструментов.
Следующий зал – «В МИРЕ КНИГИ».
Экспозиция зала открывается работами Алисы Шуваловой студии «Зебра» и «Колибри» из г. Твери «Слово товарищу Маяковскому», навеянными, как мне кажется, коллажами А. Родченко. Очень стильный и талантливый макет рукописной книги.
И еще одна «авторская книга» из этой же студии работа Дарьи Федотовой «Легенда о бруснике» (педагоги Арзамасцевы Ирина Владимировна и Николай Леонидович). Также своеобразная с выдумкой оформленная (а м.б. и сочинённая) книга.
«Норвежские сказки» Работа Софьи Левиной из ГБОУ Школа №1955. Очень живая, не по-детски выполненная графика. Замечательные по выдумке и стилистически единые иллюстрации.
Эта же школа (педагог Голубева И.Г.) представила серию «Сказки Степана Писахова», выполненную коллективом 7-классников с большой непосредственностью, особенно обложки сказок. Есть у этого коллектива и «Сказы Бажова» - большая серия цветных иллюстраций.
ГБОУ «Школа Глория». Кружок «Изостудия» сделал книжку-складень «Зимняя сказка». Коллективная «работа в стиле Т.Мавриной. Скорее, это серия Новогодних открыток, чем книга.
«Игрушки» Иллюстрации к стихам Агнии Барто. Детская работа, выполненная весьма успешно в подготовительной группе (педагог Афанасьева Т.А.). Как ультрадетский проект работа прекрасна !
Объединением «Художественное проектирование «СтАрт» ГБУДО Центра творчества «На Вадковском» представлены иллюстрации к книгам о «Гарри Поттере». С любовью к персонажам, тщательно и в жанре произведения выполнена эта серия работ, которая, возможно, смотрелась бы ещё лучше в большом метровом формате.
Персонажей романа «Мастер и Маргарита» представил Никита Кардаш из ГБОУ Школа №1637, очень выразительно и по-своему представил.
«Как начинался XX век. Есенин. Цветаева. Маяковский. Хармс» представлена группами «Скетч» и «Акварель» Культурного центра «Зодчие»(педагог Татьяна Алешина). Серия выполнена в виде набросков, заметок на полях, черновиков, конструктивистски закомпонованных в общий проект памяти эпохи перемен.
«Листки календаря» Компьютерный дизайн. Фраза: «В этом году ученики 1х-2х классов нашей школы познакомились с замечательной программой Adobe Fhotoshop.» - звучит для меня, познакомившегося с ней в районе 50-лет, как фантастика! Что-то сами нарисовали, что-то умеренно позаимствовали – в итоге получился симпатичный перекидной календарик, который сделан детьми из студии «Мастерская графического дизайна» ГБОК Школа №1252.
ЧУОО Школа «Выбор». «Логотип. Ожившее слово» Графический дизайн. Интересные и полезные экзерсисы, тренирующие дизайнерскую фантазию. Относится больше к «залу Дизайна», нежели к книге.
ГБОУ Школа №1208 представила «Литературные образы А.С.Грибоедова» («Горе от ума»), выполненные Ксенией Шукшиной. Классика детской реалистической иллюстрации, сделанная с талантом и любовью к рисованию. Несколько статуарны мизансцены, но это же сцены из пьесы. Грамотно выполнены костюмы, да и позы достоверны для театра.
ГБОУ Школа №1558 Изостудия «Радуга» порадовала разворотами детских книжек, детьми же нарисованными. «Мы – художники-иллюстраторы». Хотелось бы пожелать, чтобы эти развороты были не просто сброшюрованы в единственный экземпляр, но и распечатаны небольшим тиражом – каждому на память о своём детском творчестве.
Эту «идею» поддержали в ГБОУ Школа №2005 Художественная студия «Арт-класс», создав проект-подарок «Перекидной календарь. Новогодний подарок». Работа полностью дизайнерская (эскиз, макет, предпечатная подготовка) выполнена самими ребятами. Календарь проиллюстрирован работами участников студии.
Проект «Любимые русские сказки» представлен студией «Образ» из г.Протвино Московской области (Педагог Кулешова Т.М.). Замечательный красивый сериал лубочных иллюстраций, выдержанных в едином жанре и стиле, с большой изобретательностью в традициях И. Билибина и Т.Мавриной. Не менее изящны «Мифы Древней Греции», иллюстрации, выполненные в той же студии. Колористическое решение работ едино, напоминает знаменитую греческую вазопись.
«Русские потешки». МБОУ СОШ №8 г.о.Ивантеевка Московскаяобласть. Проект выполнен также в жанре русского народного лубка и вдохновлён иллюстраторами русских сказок. Яркие, красивые и куда-то все идущие персонажи, что придаёт динамику изображениям.
«Миры К.Г.Паустовского». ГБОУ Школа №504 Изостудия «Цветной мир». Работы очень разные: одни можно назвать таматическим рисованием, другие портретами животных. Объединяет их какой-то лиризм отношения к изображаемому. Понравились рыжие коты (м.б. один и тот же в трех ситуациях).
«А.П.Чехов «Каштанка». ГБОУ Школа №1560 «Лидер» (педагог В.Н. Афонская) Очень живые, индивидуальные, не срисованные работы. В каждой – своя изюминка: поза, выражение глаз и т.д. Счастливый период в собачьей жизни.
«Библейские иллюстрации». Детский развивающий центр «Эстер» (Педагог Пилосян И.А.). Представлен детский взгляд на библейские сюжеты, поэтому в композициях много детей, «взгляд снизу» на легендарные ситуации. Композиции динамичны и интересны.
«Доисторические животные». МАОУ СОШ №33 г. Балашиха М.О. Эстетически симпатичный проект издания в жанре археологической находки, выполненный Дарьей Скачковой, с её же рисунками. Это действительно и иллюстрированная книга, и проект со многими деталями.
Под руководством того же педагога Савчук Елены Валериевны сделаны иллюстрации «Сказки русские и марийские». Рисовала их Валерия Смирнова. Эта книга покрупнее и тоже с индивидуальным «почерком», напоминает лоскутное одеяло, что подходит к жанру сказок.