Горяева Н.А, Горяев В.Г.
Горяева Н.А - к.п.н., ведущий эксперт Управления НХО
Горяев В.Г.- к.пс.н. аналитик Управления НХО
Аналитический обзор выставочных художественных проектов
Конкурс художественных выставочных проектов становится все более актуальным и перспективным в системе дополнительного художественного образования. Такая деятельность приобретает популярность среди педагогов, учеников и родителей, становится социально значимой. В итоге этого, школьники получают возможность самоутверждения в результате самостоятельного собирания и систематизации художественно-познавательного материала, умения работать с информацией, практического использования полученных знаний в создании материального художественного продукта.
Следует иметь в виду, что в художественно-проектной деятельности, направленной, в первую очередь, на саморазвитие личности, органично слиты следующие виды деятельности – познавательная, коммуникативная, художественно-практическая, связанная с созданием эстетических объектов, выразительных образов и преобразовательная, связанная с развитием духовного потенциала личности школьника.
Наибольшая эффективность и результативность этой увлекательной и полезной работы достигается при условиях:
- создания мотивации познавательной и художественно-практической деятельности, осознания ее актуальности;
- наличия ясной и оригинальной художественной идеи, реализуемой в выстроенной системе последовательных действий педагога и учащихся, соответствующих плану проведения выставочного проекта;
- осознанного и целенаправленного выбора (в отличие от случайного, или произвольного), всего необходимого набора средств по осуществлению художественно-проектной деятельности;
- увлеченности и заинтересованности школьников в поисково- познавательной и художественно-творческой деятельности, в которой аккумулируются приобретенные школьниками знания;
- живого общения, обсуждения, сотрудничества и сотворчества учеников и педагога как возможность решать через искусство актуальные проблемы современной жизни.
Педагогам, которые организуют и осуществляют художественный проект, потребуется опора на следующие позиции:
- концептуальность;
- системность;
- управляемость;
- эффективность.
Для членов жюри, оценивающих художественный выставочный проект, заявленный как серия индивидуальных работ учащихся, или как коллективный творческий продукт остается вне поле зрения система действий учителя и учащихся на стадиях подготовки и осуществления разрабатываемой тематики, общественной презентации и оценки выполненной работы. Они могут оценивать лишь законченный художественный продукт и профессиональные качества педагога, как идееносителя, организатора и координатора работы учащихся.
В этом смысле, можно опираться на следующие критерии:
- актуальность темы проекта;
- объемность, масштаб, развернутость серии представленных работ;
- оригинальность замысла;
- образная выразительность работ;
- качество исполнения.
В таком случае сам анализ выполненных проектов становится существенно более качественным и осмысленным.
В качестве обобщенного анализа по номинации «Черное, белое и не только. Графика» отметим высокое художественное качество выполненных работ, пронзительную поэтичность и эмоциональность, широкий спектр использования разных техник и материалов, убедительно высокий профессиональный уровень педагогов.
Достойна внимания серия графических работ по темам «Моя комната» и «Окна» (МБУДО «ДХШ №1 им. М.П. Шлеина» г. Кострома, педагог А.Е. Громова). Их отличает интересная сюжетика, ярко проявленное личностное отношение к изображаемому, тонкая и проникновенная наблюдательность.
Также заслуживает внимания проектные работы по теме «Александр Невский и его дружина», исполненные в черно-белой и цветной графике (Школа №629, студия «Волшебная кисть», педагог Н.Н. Нестерова). Сам процесс приобщения детей к данной тематике и глубокое погружение в познавательный материал нашей истории воспитывает у них чувство патриотизма и гордости за свое Отечество.
Представляет интерес проект «Архитектурные зарисовки» (школа №1416, изостудия «Мастер»,), выполненные в смешанной технике легко, на одном дыхании, с поэтическим трепетным отношением к памятникам городской архитектуры.
Отметим коллективный проект «Пословицы и поговорки о книге» (ГБОУДО ЦДТ «Свиблово» Изостудия «Калейдоскоп», педагог А.Г. Тригубкина). За его выполнением видна огромная работа, которую проделали ее участники. Каждый нашел свое композиционное решение в русле общей задачи. Все работы, собранные вместе, представляют развернутое поле с оригинальным графическим прочтением заданной темы.
Хочется указать на оригинальную серию графических работ «Цитируя классику» (Школа №2055 «Ах!» - студия, педагог Т.В. Захарова). В этом проекте представлены образцы графического творческого переосмысления классических живописных полотен портретного жанра. Каждый ученик смог выразить себя в полноте, используя оригинальную технику многофактурного изображения.
С графической отточенностью выполнена серия силуэтных композиций на тему «Мир вокруг нас» (ГБОУ «Многопрофильная школа» №1955. Творческий коллектив «Графическая композиция» Педагог И.Г. Голубева), включающих широкий реестр сюжетов: «Спорт», «Концерты», «Походы», «Магазины». «Домашние заботы» и т.д., объединенных единым композиционным решением, приближенным к плакату.
При знакомстве с проектом «Час пик в Москве» можно отметить многосложность композиционных решений, включающих сочетание городской архитектуры и многообразного транспорта, придающих композициям выраженное динамическое напряжение.
Проект «Птицы летят» (Гимназия 35 г. Ростов на Дону. 1-4 классы, педагог А.В. Гурская), представляет собой декоративно-графическую серию ярких, оригинальных работ с незамысловатой сюжетикой, объединенных общим композиционным решением, с выразительными, по детски самобытными стилизованными фигурками летящих над землей птиц.
Следует отметить масштабную работу детей, выполненную под руководством опытного и талантливого педагога В.Н. Афонской. Среди всех представленных проектов, это единственные проекты, выполненные в сложной технике линогравюры. Педагог представил на конкурс четыре проекта: «Натюрморты», «Животные», «Птицы», «Цветы и бабочки» (ГБОУ школа №1560. «Лидер»). Среди них наиболее удачным является проект «Птицы». Образы птиц подчеркнуто индивидуальны, в каждой из них убедительно переданы характерные особенности.
Представляет интерес авторский проект «Природные формы. Графика» Липаткиной Алины (студия «Акварель», Культурный центр «Зодчие», педагог Т.В. Алешина). Работы двенадцатилетней девочки выполнены на высоком художественном уровне, с присущим им тонким изящным артистизмом и осознанным использованием графических средств художественной выразительности.
Отметим авторский проект Рыкова Даниэля «Историческое прошлое России в картинках» (ЧУ ОО СОШ «Мир интеллекта». Педагог Н.О. Ильина). Его отличает не только владение легкой изящной линией, но и содержательная глубина в раскрытии темы.
Заслуживает внимания проект «Фруктовые истории» (МБОУ СОШ №8 г.о. Ивантеевка, Московская обл., педагог С.Ю. Дедюк). Забавные, эмоциональные, работы-фантазии, исполненные в технике цветной графики, отличает живая непосредственность детского мировосприятия.
Однако, среди представленных проектов можно встретить шероховатости и недостатки, на которые необходимо обратить внимание.
Например, в проекте «Зимние радости» (студия «Скетч» и «Акварель» культурный центр «Зодчие», педагог Т.Н. Алешина), нецелесообразно помещать вместе работы детей с большим разрывом в возрасте (8-16 лет) т.к. их соседство не совсем удачно.
Серия проектных работ «Монотипия: контрасты и фактура» (ЧОУ гимназия «Московская экономическая школа», педагог В.Н. Щербенко) строится на сочетании фактурного фона и графического линеарного изображения. Однако рисунок поверх фона достаточно невыразительный, едва проявленный, почти нечитаемый, он не делает работу интересной и выразительной. Рисунок по сути отвлекает, «гасит» найденную красоту фактурных эффектов в монотипии, выполняя случайную вторичную роль. В самом названии проекта «Монотипия: контрасты и фактура» фактура действительно имеет отношение к монотипии. А контрасты? В чем они проявляются, каков их смысл?
В «Фактурных портретах» ученика А. Бреус, составленных из разнофактурных кусочков бумаги выполненных вручную, не достаточно раскрыты характеристики представленных ассоциативных образов, что не вполне соответствует уровню развития старшего школьника.
Проект «Мир вокруг меня. Компьютерная графика» обращает на себя внимание не только стилистическим разобщением работ, но также не достаточно глубоким раскрытием темы.
Среди представленных проектов можно увидеть графическую серию открыток с изображением мира трав (студия «Зебра» и «Калибри» ДК «Химволокно» г. Тверь). Достоинство открыток в том, что они выполнены в ахроматике, что придает им благозвучность. Но то, что они решены с одинаковым отношением ко всем травным формам, включенным в пространство листа, без акцентировки главного – делает их похожими на случайно и спешно собранный гербарий..
Обращает на себя внимание авторский проект Андрея Верхошинского, выполненный с завидным старанием и интересом (ЧОУ гимназия «Московская экономическая школа»). Но… В этой серии работ, выполненных под впечатлением заинтересовавшей автора темы «Стилизация природных форм», юный художник подменил принцип стилизации на декорирование форм, тем самым разрушив, сломав элементами декора структуру природных форм. Такие шероховатости снижают качество выполненной работы и могут быть успешно устранены с помощью педагога.
Вполне вероятно, что при выполнении проекта «Фабрика елочных игрушек. Коллективное панно» дети получили широкую развернутую информацию и разнообразный визуальный материал по теме «Елочные игрушки», что незамедлительно сказалось на разнообразие форм и декора игрушек. Однако, само оформление проекта с четко обозначенными прямоугольниками (видимо это своеобразное напоминание о коробках-упаковках, в которые помещены игрушки на фабрике», существенно понизило качество законченной работы, сделав ее от этого однообразной и скучной.
Следует заметить, что так называемый «проект», состоящий из двух, пусть даже невероятно интересных и содержательных работ, (пример с «Игрушками из села Филимоново»), не вполне отвечает «жанру» проекта в первую очередь, по своему масштабу, развернутости серии работ.
Это обстоятельство необходимо учитывать в дальнейшем, при выполнении очередного проекта.
Думается, что в дальнейшей работе над выставочными проектами основанием для объединения творческих работ не может быть эффектный художественный прием или оригинальная техника, используемая педагогом – т.е. чисто внешняя технологическая сторона деятельности.
В то же время, при осуществлении проектной художественной деятельности обязательно необходимо учитывать, что художественный продукт должен непременно обладать образным началом, как воплощение художественной идеи в единстве ценностно значимого для ученика содержания («ЧТО?») и формы («КАК»? – использование адекватных изобразительных средств). Такой подход существенно повысит качество художественных проектов и будет способствовать личностному развитию школьников.