Детям про эстамп
Выставка - презентация графических студий города Москвы « Детям про эстамп»
Адрес проведения: ГБОУ Школа № 2025, Большая Очаковская, 42, корпус 2 , 01.03.20 - 30.09.20
Детям про эстамп
Выставка знакомит с работами школьных мастерских печатной графики города Москвы.
На выставке представлены эстампы, выполненные детьми - свыше 300 работ, сделанных в разных графических техниках (линогравюра, сухая игла, монотипия, гравюра на картоне, прорезная гравюра)
Участники выставки:
- Студия «Рrintnonstop»
- Студия графики ДШИ им. С.Т.Рихтера
- Студия графики Школы № 1955
- Студия линогравюры ДХШ им. В.А. Ватагина
- Студия линогравюры Школы №1560 «Лидер»
- Художественно-эстетическая студия Школы № 2070
- Студия графики Школы № 202
Среди огромного количества различных изобразительных техник эстамп занимает особое положение. Несмотря на то, что историки искусства считают его самым молодым явлением, эстамп имеет богатую историю со своими взлетами и падениями.
Что же обозначает само слово эстамп. Эста́мп (фр. estampe, от итал. stampa) — произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы).
Вместе со словом эстамп всегда соседствует гравюра. Разберемся в чем же разница.
Гравюра (фр. gravure от нем. graben — копать или фр. grave[u]r — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства (и графической техники, полиграфической технологии), произведения которого в завершённом виде представлены печатными оттисками, и классифицируемы (в отличие от созданного в техниках непечатной графики) таким понятием и термином как эстамп, объединяющим разные виды печатных графических произведений, созданных в различных техниках высокой и глубокой печати. Оттиски гравюры получают с «досок» (так именуются и металлические печатные формы), которые используются для тиражирования изображения разными способами печати с их рельефных поверхностей — на цинкографических и позолотных прессах или на офортном станке (при ручной печати, с маленьких досок — притиркой), в цветной гравюре, кьяроскуро — с нескольких досок. Каждый оттиск, полученный с печатной формы, считается авторским произведением (даже в тех случаях, когда доску нарезал гравёр по рисунку художника). Иногда такие техники печатной графики как литография и шелкография ошибочно относят к гравюре. На самом деле они являются видами Эстампа.
Эстамп имеет огромное количество различных техник и направлений.
Идея печати зародилась как потребность тиражирования изображений. Первые мастера гравюры обладали поистине ювелирным мастерством. Гравюры украшают прекрасные книги. Но с приходом фотографии гравюра теряет свою актуальность. Но в 20 веке особенно в советский период многие мастера по новому посмотрели на возможности печатных техник. В частности В. Фаворский нашел свой особый язык свойственный ксилографии ( гравюре на дереве). Советский период в искусстве это настоящий взлет эстампа. С приходом цифровых технологий происходит естественный упадок эстампа. Художники увлечены новыми возможностями, предоставляемыми компьютерными программами. Но проходит время и оказывается, что потребность работы с живым материалом рождает своих новых почитателей и творцов.
Мы видим большой интерес к работе с печатными техниками в детских коллективах. О чем и свидетельствует данная выставка. Эстамп имеет огромное воспитательное и дисциплинирующее воздействие. Любая работа ребенка в этих техниках должна начинаться с хорошо продуманной идеи, которая проявляется в обязательном эскизе. Далее идет зеркальный перенос эскиза на доску. Сложный процесс резьбы приучает к работе с материалом, инструментами и требует огромной усидчивости и терпения. И наконец, волшебное чувство первого оттиска. А все ли получилось из задуманного? Ведь эстамп не терпит исправлений. Ну и это еще не все! Настоящая графика требует грамотного оформления и эффектной подачи.
Нас радует, что все участники выставки по-настоящему любят и понимают дело, которым занимаются. Видно, что руководители студий очень серьезно занимаются со своими учениками и прививают им те важные навыки, которые воспитывает работа над эстампом.
Безусловно, что не все техники эстампа приемлемы для работы с детьми. Многие из них связаны с повышенной вредностью или иными техническими сложностями. Однако некоторые техники прочно вошли в детские практики. Это такие техники как: монотипия, гравюра на картоне, сухая игла, прорезная гравюра, линогравюра.
Нам кажется, что данная выставка является прекрасным примером просветительской работы. Она способна познакомить детей и родителей с интересным миром эстампа, заинтересовать и побудить к творчеству. Познакомить между собой учителей, детей участников проекта. Это прекрасная площадка для общения и обмена опытом.