Питерских А.С.
Питерских Алексей Сергеевич,
ведущий эксперт УНХО МЦРКПО, заслуженный деятель искусств РФ,
лауреат Премии президента РФ, профессор
«Строим города»
«Города...Стены, окна, двери». Тематическая серия макетов.
ГБОУ «Школа № 1416. (7 кл.) Педагог: Голицына Вера Борисовна.
Вера Борисовна Голицына представлена на этой выставке многими и безусловно интересными работами, как и её коллеги, связанные многолетней работой с Центром НХО, и лично с Борисом Михайловичем и Ларисой Александровной Неменскими.
Она – руководитель экспериментально-инновационной площадки, автор методики для 8 класса, опытнейший педагог и художник. Данный проект, как и другие представленные здесь, безусловно имеют свое самостоятельное дидактическое или новаторское значение, но прежде всего, они значимы и важны своей системностью и логикой развития идей Бориса Михайловича, при этом педагогом со своим видением современного художественного образования.
Что касается, представленных макетов, созданных в классных, а не студийных условиях, Голицына стремится в процессе активной проектной деятельности сделать ее одновременно явлением художественного и культурологического осознания среды. Используя архитектурные мотивы Амстердама, Вены, Праги и др. городов она находит конструктивные формы окон, дверей, стен. Привлекая внимание детей к столь много говорящим архитектурным деталям, в последующих занятиях она подводит их к мысли, что архитектура – это не дом, и тем более, не какая-то его деталь, а городское пространство.
«Музей техники и науки». Макет.
ГБОУ Школа № 1363. (5 кл.)
Педагог: Рыбаулина Ольга Васильевна.
В этом, как и других проектах воспитанников Ольги Васильевны, виден ее интерес и обращение к миру науки и современных технологий. Не может не подкупать включение в активную творческую практику учащихся художественно-конструктивных технологий, различных редакционных программ. На прошлой виртуальной выставке в этом качестве безусловно лидировала ее коллега Ирина Полякова, сегодня эту линию проводит Ольга Васильевна. Очень важно, что проект «Музей науки и техники» выполнен, судя по виду и аннотации, с применением 3Д-технологий (3Д-моделирования, 3Д-печати), а также технологии дополненной реальности. Если отдельные позиции жизнедеятельности людей, задуманные ребятами в музее удалось воплотить, то многое не реализовалось, как им хотелось и осталось в замысле. Если достоинства проекта в технологичности его создания, то ощущается композиционная несбалансированность архитектонических масс. Несомасштабность объектов и, на мой взгляд некоторая стилевая несочетаемость. Я не критикую проект и не претендую на исключительность своего мнения. Что поделаешь, каждый художник судит по-своему. Более скромный проект с окнами мне показался цельнее и «художнически крепче», хотя музей сложнее и в него больше вложено.
Мне тоже много, что говорили, но идти надо своим путём. А вот прислушиваться или нет, решает каждый сам.
«Городская среда». Серия макетов.
ГБОУ Школа № 1416. Творческий коллектив 7 кл.
Педагог: Голицына Вера Борисовна.
Изучению дизайна и архитектуры как конструктивных видов искусства посвящена ещё одна серия макетов, представленных В.Б.Голицыной, рассматривающих элементы городской среды. «Изюминка» этого творческого проекта, помимо исследовательского контента, в технологии пространственного макетирования в рамках урока. Проектанты, воспроизводя различные элементы городской среды, творчески и с выдумкой используют для своих макетов картонные папки от акварельной бумаги, гофрированный картон и много других материалов и вещей, теряющих своё утилитарное предназначение, художничеески приобретая некую новую образность. Работы выполнены с чувством композиционной и макетной культуры, и удачно реализуют приём «из вещи - вещь».
«В парке». Макет.
ГБОУ Школа № 1357 «На Братиславской».
Студия «Юные мастера» (5 кл.).
Педагоги: Алексеева Елена Сергеевна, Шведова Елена Викторовна.
Смысл этой выставки изначально виделся для знакомства с прорывными работами, открывающими что-то новое в нашем «художественном деле». Это новое имеет для каждого из наших воспитанников свое значение. Для авторов представленного макета – это было по-настоящему первое вхождение в искусство после (именно) «началки». Педагогам удалось найти слова, увлекшие своих воспитанников на первые шаги в конструктивном искусстве. Для них это и есть – настоящий прорыв в новое.
«Город. Улица Одуванчиков». Коллективный макет.
ЧУОО Школа «Выбор». 1 кл.
Педагог: Гражданинова Людмила Ивановна.
Как и многие работы на этой выставке, этот проект представляет собой хорошо освоенные и успешно выполненные задания учебников «Школы Неменского». В рамках 2-х уроков дети творчески освоили тему: «Знакомство с Мастером Постройки», создав общими силами макет, с чем, мне кажется, можно поздравить их и их педагога!
«Истоки родного искусства». Серия макетов.
ЧУОО Школа «Выбор». (4 кл.)
Педагог: Гражданинова Людмила Ивановна.
Это ещё один проект школы «Выбор», только с учениками чуть постарше, и посвящен он теме «Истоки родного искусства». Макеты выполнены тщательно и со вкусом, в чем несомненна заслуга педагога. Замечательно, когда можно сказать, что поставленная задача выполнена! Под руководством Людмилы Ивановны ее воспитанники сосредоточились не на копировании, а на образном постижении памятников отечественного зодчества. Безусловно, создание подобных макетов дает детям возможность проникнуться искусством во сто крат больше, чем просто рассказы учителя об этой эпохе!
«Лента времени: прошлое, настоящее, будущее». Макеты.
ГБОУ «Школа № 1002. «Творческая мастерская» (5-6 кл.)
Педагог: Шванкова Екатерина Сергеевна.
Прекрасная задумка и прекрасно сформулированное название. Поставленная задача достаточно решена, причём, технологически простым способом: объемные и полу-объемные изображения из картона или бумаги на основе пластиковых бутылочек. Задумка с фото-фонами, эффектно сочетающимися своей реальностью с условностью детского рисунка, реализована здесь не в полной мере. Рекомендую в дальнейшем в подобных работах смелее пользоваться этим методом, показывая не только облачка, а большую часть окружающей среды.. Общее впечатление от работы: веселое и задорное. Даёшь такую ленту видения нашего мира!
«Макет города».
МОУ «Лицей №7» г.о. Электросталь (11 лет).
Педагог: Цыганкова Елена Александровна.
Авторская аннотация здесь отсутствует, поэтому судить об этом проекте мы можем лишь по 3 фото, снятым в одном ракурсе.
Первое важное достоинство макета – он выполнен в классической технике бумажной архитектуры: из белой бумаги. Абстрагирование цвета – важная компонента архитектурного макетирования, в противовес детской раскраске условных объёмов в пространстве. Хотелось сказать еще что-либо похвальное, но, к сожалению, этим придётся ограничиться. Композиция объектов довольно сумбурна, также не блещет сомасштабность объектов в пространстве.
Это – не критика, а лишь указание недостатков, которые вы устраните в будущем году. Будем ждать вас с радостью!
«Мелодия архитектуры». Макет.
ГБОУ Школа № 1357 «На Братиславской». «Юные архитекторы». Педагоги: Алексеева Елена Сергеевна, Шведова Елена Викторовна.
Чудесным поэтическим языком изложена задача проекта: своими руками создать свой Кремль! Судя по двум присланным фотографиям, задача успешно решена. «Внутри стен Кремля кипит жизнь, голоса и звон колоколов разносится за крепостные стены и т.п.». Замечательно, поздравляю!
«Сказочный дворец». Коллективный макет.
ЧУОО Школа «Выбор». 2 кл.
Педагог: Гражданинова Людмила Ивановна.
Ещё одна коллективная работа воспитанников педагога Л.И. Гражданиновой представляет успешно изученную и воплощенную в материале тему «Образ здания». Используя пластилин, пластиковые бутылочки, картон, ученики, по моему мнению, полностью решили поставленную перед ними задачу в пространстве урока.
«Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Перово». Макет.
Потапенко Дарья, 4 кл. ГБОУ Школа №2126 «Перово».
Педагог: Визнер Кристина Сергеевна.
Тактично и с высокой для такого раннего возраста знанием дела создан Дашей Потапенко под руководством ее педагога репродукционный макет Храма. Полагаю, он выполнен в масштабе и имеет какое-либо соотнесение с тонально-цветовой гаммой оригинала. Моё искреннее восхищение юному автору!
«Архитектурные проекты».
ГБУДО «Тимирязевская детская художественная школа».
Педагог: Орлов Егор Андреевич.
«Архитектурный трансформер»
«Облачный город».
«Город песчинки».
«Удивляющая машина».
«Соноптикум».
«Город 1000 планет».
«Энергетический осьминог».
«Аэро-остров».
«Иллюзионист».
«Облачный город».
Город песчинки».
«Удивляющая машина».
«Соноптикум»
«Город 1000 планет».
«Энергетический осьминог».
«Аэро-остров».
«Иллюзионист».
«Весельеград».
Все эти проекты, представленные Тимирязевской детской художественной школой, количественно и качественно придают иной уровень экспозиции, составленной из работ школ, не специализирующихся в области искусства, и ставят ряд вопросов о направлениях развития современного художественного образования. К сожалению, отведенные мне форматы обсуждения этих проблем не позволяют обратиться к ним даже кратко, чтобы соответствовать серьезности проблематики. Полагаю, у нас ещё будет возможность вернуться к этим важным аспектам детского творчества.
«Такой разный дизайн»
«Эко-Ëлка».
МБОУ Гимназия №35. г.Ростов-на-Дону.
Педагог: Гурская Алевтина Вениаминовна
Работы нашего ростовского коллеги и её юных воспитанников привлекают стремлением к небанальности, поиску нового. Сами по себе, арт-ёлки – явление известное в арт-практике. Но представленные инсталляции или арт-объекты из вторичного эко-материала, бумаги, картона полны молодого задора, но хотелось бы от них ещё и большей мысли и откровений.
Ясно, что перед нами не пейзаж и не скульптура. И это ставит перед художником-педагогом вопрос художественности объекта и критериев его оценки. Для учителя здесь ещё задачка: чему здесь учить? Это – веселуха (типа «гуляй Ваня!») или художественное выражение личности?
Подобные инсталляции имеют свой образовательный смысл. Подобные работы создают мои студенты-режиссёры в РУТИ\ГИТИСе. Они находят у меня развитие в музыке, театре. Много вопросов, уважаемая коллега. Думайте и работайте весело!
«Бумажный город и его жители».
МБОУ Гимназия №35. г.Ростов-на-Дону. (1-4 кл).
Педагог: Гурская Алевтина Вениаминовна.
Это вторая работа Алевтины Вениаминовны. И если в арт-проектах ёлок ее воспитанники проявили дизайн-мышление, то здесь они привлекли моё внимание своей изобразительной фантазией, «игрой с картинкой». Стремление увидеть город и горожан по-новому и изобразить их с выдумкой находят мою безусловную поддержку. Подобный педагогический подход к изобразительному творчеству находится в русле современной творчески развивающей педагогики. Поэтому работа над этими рисунками, полагаю, была интересна ребятам, и в результате интересна зрителям.Юные авторы – наблюдательные и зоркие люди. Молодцы!
«Эко-FASHION-Шляп»
МБОУ Гимназия №35. г. Ростов-на-Дону.
Педагоги: Гурская Т. В., Маркелова О. В.
В широко известном, технически несложном и увлекающем разделе дизайна юным ростовским модельерам удалось создать конструктивно и стилистически выразительные головные уборы. Представлена их широкая палитра (фантазийные, реминисцентные и др.). Судя по фотографиям была проделана интересная для ребят и сплотившая их работа. Финалом, как я понимаю, явился театрализованный конкурс-показ. Сравнивая эти работы с арт-ёлками, возможно вам будет интересно, помимо обязательной(!) урочной работы студийно заняться «Театром моды и причесок» или расширить творческое пространство инсталляций и арт-объектов. Творческих успехов Вам и вашим ученикам!
(Кстати, вы изучали учебники ИЗО «Школы Неменского»? М.б. там вы нашли что-нибудь полезное для Вас)
«Весенняя радость». Костюм.
ГБОУ Школа №1381. Творческий коллектив «Забава». (1 кл.). Педагог: Волкова Евгения Сергеевна.
В этой работе меня потрясает возраст её создателей – первоклассники! Тем не менее, кто как не дети первые любители абсурда, восторженные ценители белиберды и вечные разрушители не замечаемой нами косности единственным своим вопросом – почему? Действительно, а почему нам не сделать одежду из бумаги или полиэтилена? Чутьё к материалу и его функциональной осмысленности или алогичности – основа дизайна.
Честь и слава Евгении Сергеевне, что она увлекла детей настоящим искусством – искусством неординарного видения и мышления! Не сомневаюсь, что подиум ваших «от кутюр вызвал общий восторг и сожалею, что не был с Вами!
«Дорогой мифов и легенд. Арго и аргонавты». Макет.
ГБОУ Школа № 1095. «ИЗО-студия». 1-4 кл.
Педагог: Хрулькова Светлана Николаевна.
Данный проект, прежде всего, имел мультиобразовательный характер и судя по его аннотации сыграл большую роль в художественном и историческом развитии студийцев. По жанру представлен игровой макет или «Театр на столе». Выбранная стилистика кукол (из пластиковых ложек) позволяла актерам воплощаться в героев мифов и дала студийцам - актерам и художникам радость творчества, а их педагогу-режиссёру помогла приобрести неоценимый опыт, столь важный для дальнейшей работы.
«Кафе». Графический дизайн.
Студия графического дизайна.
Педагог: Тананыкина Ольга Сергеевна.
Серия может рассматриваться, как удачная дизайнерская фантазия на мотивы «кафе». Авторы демонстрируют чувство композиции и стиля, разную крупность планов и взгляд с разных точек зрения, что важно для дизайнерского мышления. Работы также гармоничны по цвету. Серия оставляет очень приятное впечатление. Юным авторам – успешных проектов и воплощения их в жизни, а не только на бумаге!
«Мудрые совушки».
ГБОУ Школа №1527 (1–4 кл.)
Педагог: Селина Елена Николаевна.
Интересно придуманное задание, увлекшее ребят, развивающее их деятельностно-преображающее мышление, что чрезвычайно важно для дизайнерского творчества. Когда подобные задания не единичны, а системны – они приносят очень большую пользу!
«Эскизное проектирование костюмов: от плоскости к объёму». ГБОУ школа №1416.
Педагог: Голицына Вера Борисовна.
Коллекция костюмов в стиле «фэнтези» выполнена в технике коллажа из журнальных вырезок. Как и многие работы Веры Борисовны и её коллег, представленные здесь, они демонстрируют системность и этапность в освоении их учениками основ дизайнерского творчества. В этой коллекции показана неразрывность в работе над костюмом от эскиза к макету, а в дальнейшем от пошива модели к ее внедрению в культуру моды на подиуме «Театра Моды»
«Часовых дел мастера». Тематическая серия.
ГБОУ школа №1569 «Созвездие». (1-4 кл.)
Педагог: Ильенко Светлана Михайловна.
Деятельностно-игровое задание раскрепостило ребят, позволило им почувствовать азы дизайна в работе с разными материалами и фактурами: гофрированным картоном, тушью, деталями часовых механизмов, ощутить себя во взаимодействии с новыми «смыслово-переделываемыми вещами» и почувствовать себя часовых дел мастерами.
«Рояль в цветах».
ГБОУ Школа №2055. Студия «Графический дизайн».
Педагог: Захарова Татьяна Васильевна.
Захарова Т.В. - замечательный профессиональный дизайнер и педагог «Школы Неменского». В рамках экспериментельно-инновационных площадок ей отработано множество методик и актуальных развивающих практик для всех возрастных школьных сред. Данный проект, представляется нам, имеет большее значение не сам по себе, а в определенной структуре упражнений и заданий Татьяны Васильевны, обретает определённую дизайнерскую направленность среди многих других её проектов.
«Лавандовая страна». Витражная роспись окон в школьной столовой (10 класс).
ГБОУ Школа №2005. Художественная студия «Арт-класс». Педагог: Давыдова Л.Н
На фоне всех работ этого раздела, которые представляют собой различного виды проектов, эскизов и макетов, только эта работа с наибольшей полнотой решает главную задачу дизайна – преобразование художником действительности. Замыслы, эскизы воплощены в среду и изменили её. Дизайн осознан ребятами и как искусство, и как технологический процесс. Росписи удачно используют заданную архитектурную форму. Стилистически и по цвету, несмотря на различия, витражи достаточно едины. Работы обладают изобразительными достоинствами, хорошо характеризующими художников этого возраста, но самое главное - они формируются в созидательную личность. Дерзайте!
«Мы все такие разные».
ГБОУ Школа №1416. (5 кл.).
Руководитель этой работы Ермакова Ирина Анатольевна – известный и высокопрофессиональный педагог, многолетний член авторского коллектива «Школы Неменского». В представленной работе демонстрируется эффективная разработка методики начального освоения школьниками дизайна окружающей их среды. Сосредоточив внимание ребят на одежде, им предлагается сконструировать для себя костюм, прическу и обувь, соответствующие тому или иному виду деятельности, которой они занимаются (спорт, праздник, уборка и т.д.). Так в простейшей форме дети осваивают столь важные в дизайне понятия, как функционализм и связь формы и содержания. Удачен формат творческой деятельности в этом задании: работа со стилизованными фигурками. схожими выкройками, что помогало в конструктивной разработке типажей. Причём все азы дизайна давались педагогом в творчески-игровой форме, а это несомненно усиливает значение этой конкурсной работы.
«Новогодние окна».
ГБОУ Школа № 1363. (5-6 кл.).
Педагоги: Рыбаулина Ольга Васильевна, Кузнецова Александра Николаевна.
Серия работ в жанре декоративно-оформительского дизайна. Окна – функциональная привязка серии обеспечивает её целеполагание, а новогодняя тематика – изобразительную стилистику. Мы все учитываем онлайновские и ковидные сложности года, тем большими молодцами проявили себя ребята в работе на дистанте с графическими материалами, а тем более, возможностями компьютерных программ. Так что и педагоги и начинающие дизайнеры, - без сомнения, еще раз скажу - молодцы!
Однако, как коллега – коллегам, замечу, что в начальных и средних классах компьютерное изображение при всех его достоинствах, несколько «мертвит» и «сушит» изображения, лишая его тактильной непосредственности и лёгкости художнического дыхания. Успехов!
«Русская красавица». Костюм.
ГБОУ Школа № 1416. Студия «Дизайн костюма».
Это ещё один проект Веры Борисовны Голицыной – педагогического «мэтра» «Школы Неменского». Представленная тематическая мини-коллекция – пример ансамблевости решения подиумных серий, когда стилистически, конструктивно и фактурно объединяются костюм, головной убор и различные аксессуары. Чрезвычайно важно, что у Голицыной и её команды юные дизайнеры не ограничиваются «картинками», а осваивают конструктивно-композиционные основы дизайна одежды как технологию. Так здесь образцы сшиты машинным способом из обрезков декоративных тканей, в отдельных элементах органично используется роспись золотыми и бронзовыми красками. Также высокий визуальный уровень моделей поддерживается имитацией золотого шитья, объемными элементами - тесьмой, шнурами и иными фактурами. Успех этой работы, помимо всего вышесказанного, в том, что она часть системы дизайнерского воспитания, разработанного В.Б. Голицыной на основе опережающих идей Б.М.Неменского.
«Играем буквами». Графический дизайн.
ГБОУ Школа № 2055. «АХ!»-студия. (4 кл.).
Педагог: Татьяна Васильевна Захарова.
Татьяна Васильевна – профессионал.
Представленная здесь работа раскрывает, пусть и маленькие, но новые грани ее мастерства. Казалось бы локальное пространство для развития дизайнерского мышления ребенка, но она мастерски находит формат и концепцию работы в жанре «book-art»а. Мы видим, как дети создают объемную композицию, на тему «Буквы моего имени», где вертикаль – объемно-пространственная конструкция из плоскостных букв, и горизонталь, являющаяся опорой для вертикали.
Безусловно привлекает неординарность конструктивного и изобразительного решения, создающего для детей открытое многовариантное пространство для фантазии и графического творчества: штриховки, заливки, создания разнообразные узоров. Браво авторы, браво Татьяна Васильевна!
«Театр на столе»
«Театр на столе». Театрально-декорационное искусство.
ЧУОО Школа «Выбор». Педагог: Гражданинова Людмила Ивановна. Участники проекта: Алилов Дамир, Боева Арина, Зимарев Дамиан, Ионов Максим, Коробушкин Тимофей, Малкина Марта, Мемелова Ксения, Мирзоева Алиса, Муравлёва Василиса, Пенкин Сергей, Петухов Ярослав, Плигин Герман, Прохорова Татьяна, Уткин Дмитрий, Чернет Елизавета, Юрченко Марк (3 кл.
Представленная работа – хорошо выполненное задание из учебника для третьего класса «Школы Неменского». Сам по себе макет интересен, но «театр на столе» – это не просто макет (иначе его следовало бы поместить в раздел дизайна), а разыгрывание ребятами в этом макете некоего сюжета, взятого из книги или собственного сочинения. Тогда макет является декорацией настольного спектакля, а дети, играющие в нем плоскостными или объёмными фигурками, двигающие их и произносящие импровизированные диалоги, становятся «актерами» этого «театра на столе». Попробуйте довести работу до действительно театрального итога и, полагаю, вы вместе с ребятами получите удовольствие!
«Цирк на столе». Макет. Театрально-декорационное искусство.
ЧУОО СОШ «Мир Интеллекта». Участники проекта: Аронов Авиэль, Гутманн Лея, Исаев Йонатан, Шкловер Дафна, Шмерц Аарон, Шарабуров Артем (2 кл.). Педагог: Ильина Наталия Олеговна.
К этой работе, хорошо выполненному макету, полностью относятся те же замечания, что были высказаны выше. Хочется подчеркнуть, что макет превращается в сценографию спектакля, только тогда, когда ребята играют в нем свой «спектакль» плоскостными (вырезанными и раскрашенными) или объемными (из пластилина) фигурками, передвигая их по макету, и говоря за них, подобно игре «в солдатиков» или «дочки-матери». Такой игровой принцип в этих проектах аналогичен кукольному театру, только на столе. Хочется поддержать педагога Ильину Наталию Олеговну и юных художников-актеров, сочинителей-выдумщиков продолжить работу, как это заложено в сути проекта «театр на столе» в учебнике. Причём, подача подобного проекта на конкурс должна быть не из 1 фотографии, а из нескольких, в которых виден и демонстрируется процесс игры ребят в макете. Желаю всяческого успеха!