Коллективные работы во внеурочной деятельности
Многие учителя в годы расширенного эксперимента по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» активно проводили коллективные и групповые работы (они тогда не назывались проектами), объединяющие классную и внеклассную формы. Обыкновенно они были прочно связаны с темами уроков. Я и до сих пор считаю, что объединение всех форм урочной и внеурочной деятельности в едином направлении для решения единой содержательной задачи – оптимально. Ведь на образовательную область «Искусство» дается так мало времени. Поэтому любая урочная тема коллективной работы по программе может быть продолжена и расширена после уроков - как в часы т.н. внеурочной деятельности, так и в школьном кружке или студии изобразительного искусства. Здесь появляется возможность сделать предварительные эскизы, обсудить их, распределить фрагменты панно или макета для каждого участника, при необходимости провести поисковую и исследовательскую работу, поработать над композицией коллективного произведения. В фондах музея ЦНХО немало таких работ, сделанных творческими коллективами кружков и студий.
Сегодня большей частью проекты делаются самостоятельные, для конкурса, тематической выставки - и в этом видится их особая значимость. На первый план здесь выходят интересы соревнования школ, педагогов. Это, безусловно, достойно поддержки: обостряется интерес к личным замыслам, личным поискам. Разные пути вполне могут давать положительные возможности более активного, быстрого и глубокого художественного развития, они активизируют и ученика и учителя.
Б.М.Неменский