Коллективные работы на уроках ИЗО
В нашей концепции преподавания искусства коллективные работы и проекты занимают важное место, и часто одно переходит в другое. Живая жизнь не терпит жестких граней. У нас коллективные работы родились не теоретически, а от практики. И их разные формы, практические и психологические возможности, открываемые ими, были осознаны лишь постепенно.
С первых же занятий в самом начале эксперимента по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» в школе получилось так, что некоторые задания дети начали делать вместе. И это было интересно. Попробовали специально дать такие задания. Начались поиски. Когда делали вместе, возникал «творческий диалог». Диалог кистью, красками – не только словами. Попытки понять друг друга на языке искусства. Именно это и показалось самым главным в наших находках, и мы стали искать пути углубления и расширения подобной деятельности. Метод перерос не только в групповые работы, но в работы всем классом и даже больше – целой параллелью классов. Их вывешивали на всеобщее обозрение в школьных кабинетах. Ими можно было украшать школу. Они приобретали не только художественную, но и общественную значимость, поднимая авторитет педагога, детей, школы.
В 5-ом классе (год декоративного искусства) некоторые педагоги вышли на оформление всей параллелью пятых классов рекреаций, залов, столовых школы. Залы украшались панно из различных материалов (роспись, макраме, лоскутное шитье), окна украшались композициями из цветного прозрачного пластика, столовая – расписными досками и керамикой. Получались серьезные «взрослые» работы. Так наглядно демонстрировалась связь искусства с жизнью.
Эти возможности были заложены в программах всех классов. Трудно выделить наиболее интересное. Я бы обратил особое внимание на тему второго класса «Добрый и злой флот»: одна половина класса украшала цветом, формами, изображением «добрый флот», а вторая половина - «злой» (например, царя Салтана и пиратов) и – разительный зримый образный контраст панно в начале и в конце урока За одно занятие совершенно одинаковые бесцветные корабли и паруса двух идущих навстречу «флотов» превращаются в контрастные по эмоциям, наглядные зримые образы. Дети видят это разительное изменение и чувством и разумом начинают осознавать огромную роль украшений в выражении человеческих эмоций, целей, намерений.
В программе много и других возможностей для коллективной проектной деятельности. Целая четверть в третьем классе посвящена теме «Мой город». Дети делают панно, которое от урока к уроку наполнялось зданиями, машинами, людьми, облаками – жизнью. Класс живет всю четверть единым поиском и творчеством.
Не менее, а иногда фантастически интересными создавались панно в четвертом классе по теме «Каждый народ - художник» (образ национальных культур разных стран). Естественно, постижение образа национальных культур начиналоь с родной культуры («Древние города нашей Земли», «Деревня - деревянный мир», «Народные праздники»), а затем продолжалось в экскурсах в культуры иных народов. Проникнув, вернее приникнув душой к любой иной культуре, ребенок обогащает свою душу, и едва ли в нее проникнет недоброе отношение к создавшему эту культуру народу. В наш век так нужно развивать в наших детях способность взаимопонимания. Это может в школьном образовании дать не логическое, а именно духовное, душевное понимание «иного», то есть сделать маленького человека богаче, мудрее, человечнее.
Постепенно коллективное творчество нашло свою методику и стало общедоступной технологией: индивидуально-коллективную работу по общему эскизу, где каждый ребенок делал какой-нибудь фрагмент, деталь. Вот «мой труд вливается в труд моей республики», моего коллектива. Я равный среди равных! Неуспешных в таких работах нет и быть не может – каждый выбирает деталь по силам. И вместе создают единое произведение! Общая режиссура, конечно, остается за учителем. Но в помощь ему может создаваться «группа главного художника» из наиболее умелых ребят.
Очень интересно и значимо, что подобные коллективные панно оказались доступны и для детского сада, и для средней школы. Общение детей при создании коллективных работ приносит не только практические результаты (часто панно создается за урок, хотя делали его по элементам). Такие работы дают взрывные эффекты в развитии – скачок. Формируется способность не просто понимать творческие замыслы друг друга, создавая единое произведение, но и разговаривать друг с другом, пользуясь специальной терминологией, а значит, глубже понимать сам язык искусства. Язык искусства активно входит в их общение.
Б.М.Неменский