Детское коллективное творчество
Еще во времена разработки и апробации программы «Изобразительное искусство», была разработана методика и различные подходы к созданию на уроках ИЗО коллективных работ, которые теперь стали столь широко распространены. В детском творчестве коллективная работа - это необыкновенно важная социализирующая творческая деятельность. Именно в ней труд каждого ребёнка входит в единое художественное целое. Оригинальные художественные панно на самые разные темы, выполненные коллективами детей под руководством опытных учителей, составляют одну из самых ценных коллекций музейного фонда.
Музейная коллекция детских коллективных работ начала формироваться, в первую очередь, как коллекция урочной деятельности по программе академика Б.М. Неменского, но постепенно её содержание стало расширяться. Времени одного урока не всегда было достаточно для завершения большого коллективного панно, для которого каждый ученик в классе делал какой-то фрагмент, деталь, несколько «главных» художников живописцев писали фон картины, а затем всё это должно было собраться в единую композицию. Дети стремились довести до конца эту увлекательную и значимую для всего коллектива класса работу, они оставались вместе с учителем после уроков, часто использовали время на кружковых и студийных занятиях. Композиция панно обсуждалась, проходили поиски наиболее выразительного решения, детали тщательно подклеивались. И вот - огромное коллективное панно готово! Оно украсит стену класса или актового зала, рекреации школы. И это будет предметом гордости и счастья маленьких художников и их родителей. Постепенно коллективные формы творчества стали активно входить и в систему внеурочной деятельности, расширяя и углубляя многие темы уроков по программе. Следует отметить, что концепция Б.М. Неменского и идея коллективного художественного труда не замыкается рамками общеобразовательной школы. Многие творческие коллективы системы дополнительного образования детей под руководством талантливых руководителей также с успехом работают над совместными проектами в самых разных художественных техниках и материалах. Множество таких ярких не ординарных решений демонстрировалось в Выставочном зале Управления НХО ГМЦ на презентациях Московского конкурса выставочных художественных проектов, с успехом проходившего на протяжении тринадцати лет.
Коллекция детских коллективных работ и художественных проектов музейного фонда, возможности которого значительно расширились в связи с открытием интернет-ресурса «Виртуальный музей Школы Б.М. Неменского», включает в себя более 100 оригинальных произведений детского творчества - это панно-коллажи из бумаги и ткани, макеты в технике бумагопластики, рельефы из пластилина, керамические изделия, игрушки. Коллекция эта, кроме художественной ценности, представляет из себя богатый методический и дидактический материал для учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования.